18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие Кете Кольвиц: не только скорбь и страдания

Кете Кольвиц. «Марш ткачей в Берлине». 1897. Фото: Minneapolis Institute of Art
Кете Кольвиц. «Марш ткачей в Берлине». 1897.
Фото: Minneapolis Institute of Art
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Книга Ханнелор Фишер — это рассказ о творчестве немецкой художницы, бравшейся за сюжеты в широком спектре — от войны и горя до любви и чувственности. Если произведения, посвященные страданиям, широко известны, то о других знают далеко не все

Трудно отыскать человека, более компетентного и лучше знакомого с творчеством Кете Кольвиц, чем доктор Ханнелор Фишер, которая свыше 30 лет возглавляла музей художницы в Кельне — вплоть до своей отставки в марте 2022 года. Хотя хронологический диапазон, выбранный ею для книги «Кете Кольвиц: обзор произведений 1888–1942», может показаться немного странным — ведь художница родилась в 1867 году и умерла в 1945-м, — этот временной отрезок косвенно дает понять, что автор фокусируется скорее на карьере Кольвиц, чем на трагических обстоятельствах ее жизни.

Несомненно, у Кольвиц часто встречаются образы, подчеркивающие социальную несправедливость, что вызывает у зрителя объяснимую эмоциональную реакцию. Оказавшись лицом к лицу с беспощадно правдивыми работами, равно как и вникнув в подробности ее биографии, которые она сама раскрывала в письмах и дневниках, легко упустить из виду невероятную виртуозность ее произведений, исполненных в разных техниках. Ханнелор Фишер справляется с этой проблемой, отказавшись от биографического обзора во вступлении и поместив хронологию в конце. Основной же текст построен по тематическому принципу. Интересно, что начинается повествование с автопортретов Кольвиц и заканчивается ими же. Это создает красивую симметрию и позволяет читателю предаться рефлексии о том, как художница видела саму себя, с первых лет творчества до последних.

Käthe Kollwitz: A Survey of her Works 1888–1942 / Hannelore Fischer, ed. Hirmer Verlag; Käthe Kollwitz Museum (Köln). 304 c.: 259 цв. ил. £39,95. На английском языке
Käthe Kollwitz: A Survey of her Works 1888–1942 / Hannelore Fischer, ed. Hirmer Verlag; Käthe Kollwitz Museum (Köln). 304 c.: 259 цв. ил. £39,95. На английском языке

Если автопортреты обрамляют исследование, то промежуточные главы поочередно концентрируются на других темах и сюжетах: социальной критике, любовных сценах и обнаженных фигурах, матерях и детях, политике, войне, утратах и скорби. Например, две главы посвящены ключевым сериям гравюр — «Восстание ткачей» (1892–1897) и «Крестьянская война» (1902–1908). Есть и глава, в которой особое внимание уделено парижским периодам в жизни Кольвиц — 1901 и 1904 годам.

Примечательно, что каждая из глав сопровождается полноцветными иллюстрациями, которые наглядно демонстрируют, что будто бы монохромные работы художницы в действительности наполнены многочисленными нюансами — не в последнюю очередь благодаря различным типам тонированной бумаги, на которой она рисовала или печатала гравюры.

Кете Кольвиц. «Женщина вверяет себя Смерти». 1934. Фото: MoMA
Кете Кольвиц. «Женщина вверяет себя Смерти». 1934.
Фото: MoMA

А еще в каждой главе содержится немало важных цитат из записей Кольвиц. Они помогают понять технические особенности конкретных работ и объяснить эффекты, задуманные художницей. Особенно оригинальным вкладом в изучение ее наследия выглядит глава «Любовные сцены и обнаженные тела». Как правило, обзоры творчества Кольвиц сосредоточены на других аспектах ее биографии, таких как утрата сына в Первой мировой войне, переход к монументальной скульптуре, сосредоточенность на темах скорби, голода, нищеты. Крайне редко удостаивались внимания исследователей так называемые Sekreta — графические листы 1909–1910 годов. Изображения любовников в чувственных объятиях, как отмечает Фишер, создавались в период, когда «Кольвиц была часто обуреваема сексуальными наваждениями», чему свидетельством служат записи об эротических снах в ее дневниках того времени.

Эта книга — результат многолетнего и последовательного увлечения автора богатыми на нюансы идеями, рефлексиями, интеллектуальными и художественными традициями, в которые Кольвиц была с головой погружена. Все это в той или иной мере влияло на ее искусство, которое по сей день вызывает у публики интерес и сопереживание. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+