18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Наследие Кете Кольвиц: не только скорбь и страдания

Кете Кольвиц. «Марш ткачей в Берлине». 1897. Фото: Minneapolis Institute of Art
Кете Кольвиц. «Марш ткачей в Берлине». 1897.
Фото: Minneapolis Institute of Art
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Книга Ханнелор Фишер — это рассказ о творчестве немецкой художницы, бравшейся за сюжеты в широком спектре — от войны и горя до любви и чувственности. Если произведения, посвященные страданиям, широко известны, то о других знают далеко не все

Трудно отыскать человека, более компетентного и лучше знакомого с творчеством Кете Кольвиц, чем доктор Ханнелор Фишер, которая свыше 30 лет возглавляла музей художницы в Кельне — вплоть до своей отставки в марте 2022 года. Хотя хронологический диапазон, выбранный ею для книги «Кете Кольвиц: обзор произведений 1888–1942», может показаться немного странным — ведь художница родилась в 1867 году и умерла в 1945-м, — этот временной отрезок косвенно дает понять, что автор фокусируется скорее на карьере Кольвиц, чем на трагических обстоятельствах ее жизни.

Несомненно, у Кольвиц часто встречаются образы, подчеркивающие социальную несправедливость, что вызывает у зрителя объяснимую эмоциональную реакцию. Оказавшись лицом к лицу с беспощадно правдивыми работами, равно как и вникнув в подробности ее биографии, которые она сама раскрывала в письмах и дневниках, легко упустить из виду невероятную виртуозность ее произведений, исполненных в разных техниках. Ханнелор Фишер справляется с этой проблемой, отказавшись от биографического обзора во вступлении и поместив хронологию в конце. Основной же текст построен по тематическому принципу. Интересно, что начинается повествование с автопортретов Кольвиц и заканчивается ими же. Это создает красивую симметрию и позволяет читателю предаться рефлексии о том, как художница видела саму себя, с первых лет творчества до последних.

Käthe Kollwitz: A Survey of her Works 1888–1942 / Hannelore Fischer, ed. Hirmer Verlag; Käthe Kollwitz Museum (Köln). 304 c.: 259 цв. ил. £39,95. На английском языке
Käthe Kollwitz: A Survey of her Works 1888–1942 / Hannelore Fischer, ed. Hirmer Verlag; Käthe Kollwitz Museum (Köln). 304 c.: 259 цв. ил. £39,95. На английском языке

Если автопортреты обрамляют исследование, то промежуточные главы поочередно концентрируются на других темах и сюжетах: социальной критике, любовных сценах и обнаженных фигурах, матерях и детях, политике, войне, утратах и скорби. Например, две главы посвящены ключевым сериям гравюр — «Восстание ткачей» (1892–1897) и «Крестьянская война» (1902–1908). Есть и глава, в которой особое внимание уделено парижским периодам в жизни Кольвиц — 1901 и 1904 годам.

Примечательно, что каждая из глав сопровождается полноцветными иллюстрациями, которые наглядно демонстрируют, что будто бы монохромные работы художницы в действительности наполнены многочисленными нюансами — не в последнюю очередь благодаря различным типам тонированной бумаги, на которой она рисовала или печатала гравюры.

Кете Кольвиц. «Женщина вверяет себя Смерти». 1934. Фото: MoMA
Кете Кольвиц. «Женщина вверяет себя Смерти». 1934.
Фото: MoMA

А еще в каждой главе содержится немало важных цитат из записей Кольвиц. Они помогают понять технические особенности конкретных работ и объяснить эффекты, задуманные художницей. Особенно оригинальным вкладом в изучение ее наследия выглядит глава «Любовные сцены и обнаженные тела». Как правило, обзоры творчества Кольвиц сосредоточены на других аспектах ее биографии, таких как утрата сына в Первой мировой войне, переход к монументальной скульптуре, сосредоточенность на темах скорби, голода, нищеты. Крайне редко удостаивались внимания исследователей так называемые Sekreta — графические листы 1909–1910 годов. Изображения любовников в чувственных объятиях, как отмечает Фишер, создавались в период, когда «Кольвиц была часто обуреваема сексуальными наваждениями», чему свидетельством служат записи об эротических снах в ее дневниках того времени.

Эта книга — результат многолетнего и последовательного увлечения автора богатыми на нюансы идеями, рефлексиями, интеллектуальными и художественными традициями, в которые Кольвиц была с головой погружена. Все это в той или иной мере влияло на ее искусство, которое по сей день вызывает у публики интерес и сопереживание. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+