18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наследие Кете Кольвиц: не только скорбь и страдания

Кете Кольвиц. «Марш ткачей в Берлине». 1897. Фото: Minneapolis Institute of Art
Кете Кольвиц. «Марш ткачей в Берлине». 1897.
Фото: Minneapolis Institute of Art
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Книга Ханнелор Фишер — это рассказ о творчестве немецкой художницы, бравшейся за сюжеты в широком спектре — от войны и горя до любви и чувственности. Если произведения, посвященные страданиям, широко известны, то о других знают далеко не все

Трудно отыскать человека, более компетентного и лучше знакомого с творчеством Кете Кольвиц, чем доктор Ханнелор Фишер, которая свыше 30 лет возглавляла музей художницы в Кельне — вплоть до своей отставки в марте 2022 года. Хотя хронологический диапазон, выбранный ею для книги «Кете Кольвиц: обзор произведений 1888–1942», может показаться немного странным — ведь художница родилась в 1867 году и умерла в 1945-м, — этот временной отрезок косвенно дает понять, что автор фокусируется скорее на карьере Кольвиц, чем на трагических обстоятельствах ее жизни.

Несомненно, у Кольвиц часто встречаются образы, подчеркивающие социальную несправедливость, что вызывает у зрителя объяснимую эмоциональную реакцию. Оказавшись лицом к лицу с беспощадно правдивыми работами, равно как и вникнув в подробности ее биографии, которые она сама раскрывала в письмах и дневниках, легко упустить из виду невероятную виртуозность ее произведений, исполненных в разных техниках. Ханнелор Фишер справляется с этой проблемой, отказавшись от биографического обзора во вступлении и поместив хронологию в конце. Основной же текст построен по тематическому принципу. Интересно, что начинается повествование с автопортретов Кольвиц и заканчивается ими же. Это создает красивую симметрию и позволяет читателю предаться рефлексии о том, как художница видела саму себя, с первых лет творчества до последних.

Käthe Kollwitz: A Survey of her Works 1888–1942 / Hannelore Fischer, ed. Hirmer Verlag; Käthe Kollwitz Museum (Köln). 304 c.: 259 цв. ил. £39,95. На английском языке
Käthe Kollwitz: A Survey of her Works 1888–1942 / Hannelore Fischer, ed. Hirmer Verlag; Käthe Kollwitz Museum (Köln). 304 c.: 259 цв. ил. £39,95. На английском языке

Если автопортреты обрамляют исследование, то промежуточные главы поочередно концентрируются на других темах и сюжетах: социальной критике, любовных сценах и обнаженных фигурах, матерях и детях, политике, войне, утратах и скорби. Например, две главы посвящены ключевым сериям гравюр — «Восстание ткачей» (1892–1897) и «Крестьянская война» (1902–1908). Есть и глава, в которой особое внимание уделено парижским периодам в жизни Кольвиц — 1901 и 1904 годам.

Примечательно, что каждая из глав сопровождается полноцветными иллюстрациями, которые наглядно демонстрируют, что будто бы монохромные работы художницы в действительности наполнены многочисленными нюансами — не в последнюю очередь благодаря различным типам тонированной бумаги, на которой она рисовала или печатала гравюры.

Кете Кольвиц. «Женщина вверяет себя Смерти». 1934. Фото: MoMA
Кете Кольвиц. «Женщина вверяет себя Смерти». 1934.
Фото: MoMA

А еще в каждой главе содержится немало важных цитат из записей Кольвиц. Они помогают понять технические особенности конкретных работ и объяснить эффекты, задуманные художницей. Особенно оригинальным вкладом в изучение ее наследия выглядит глава «Любовные сцены и обнаженные тела». Как правило, обзоры творчества Кольвиц сосредоточены на других аспектах ее биографии, таких как утрата сына в Первой мировой войне, переход к монументальной скульптуре, сосредоточенность на темах скорби, голода, нищеты. Крайне редко удостаивались внимания исследователей так называемые Sekreta — графические листы 1909–1910 годов. Изображения любовников в чувственных объятиях, как отмечает Фишер, создавались в период, когда «Кольвиц была часто обуреваема сексуальными наваждениями», чему свидетельством служат записи об эротических снах в ее дневниках того времени.

Эта книга — результат многолетнего и последовательного увлечения автора богатыми на нюансы идеями, рефлексиями, интеллектуальными и художественными традициями, в которые Кольвиц была с головой погружена. Все это в той или иной мере влияло на ее искусство, которое по сей день вызывает у публики интерес и сопереживание. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+