18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Нелегалы в музеях: пять громких интервенций

На днях группа молодых художников ПНИ организовала подпольную выставку «Настройки 2.2.», тайно разместив работы по всему пространству Дома культуры «ГЭС-2». Вспоминаем, на какие выходки шли художники и куда проносили свои работы

«Фотоскульптуры» Харви Стромберга в MoMA (1970-е)

Как и многие хорошие розыгрыши, стикеры Харви Стромберга одновременно и знамениты, и незаметны. В течение нескольких недель он притворялся студентом-искусствоведом, каждый день проводя с блокнотом пару часов в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). Но Стромберг во всех подробностях зарисовывал и фотографировал не картины и скульптуры, а детали интерьера: плитку, выключатели, вентиляционные отверстия, замки и прочее, с тем чтобы потом распечатать изображения в натуральную величину в виде наклеек и потихоньку размещать их поверх прообразов. Так, по штучке за раз, Стромберг смонтировал более 300 наклеек, которые он позже назвал «фотоскульптурами», или обманками, тромплёй (от фр. trompe-l’œil — «обман зрения»). Многие художники, в том числе Бэнкси, прибегали к размещению несанкционированных произведений в престижных музеях, но ни одному из них не удалось достичь такого успеха в сроках их пребывания на месте, как Стромбергу. Некоторые из его реалистичных наклеек находились в музее более двух лет и, возможно, остались бы и по сию пору, если бы автор не раскрыл свой проект.

Одна из «фотоскульптур» Харви Стромберга в MoMA. Фото: MoMA
Одна из «фотоскульптур» Харви Стромберга в MoMA.
Фото: MoMA
«Музей закрыт на замок» Антона Литвина в ГМИИ им. Пушкина (2001)

Свою акцию Антон Литвин провел не в музее, но около. В сентябре 2001 года он опутал цепью ворота Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, повесил амбарный замок и сопроводил все табличкой с надписью «Музей закрыт на замок». Растерянные посетители не могли попасть на выставку, в замешательстве пытались обойти препятствие, чем привлекли внимание милиции.

Антон Литвин. Акция «Музей закрыт на замок». 13 сентября 2001 года. Фото: Александр Антонов
Антон Литвин. Акция «Музей закрыт на замок». 13 сентября 2001 года.
Фото: Александр Антонов
«Пекхэмский камень», крыса и другие пранки Бэнкси (2003–2005)

Британский уличный художник Бэнкси не единожды вторгался в музеи, в начале 2000-х акции следовали буквально одна за другой. Так, 17 октября 2003 года он прошел в Галерею Тейт под видом пенсионера и прикрепил одно из своих творений рядом с пейзажем XIX века. Оно называлось «Crimewatch UK разрушило представления о сельской местности для всех нас» (Crimewatch UK — английское шоу о преступлениях) и представляло собой безмятежный пейзаж, перечеркнутый сине-белой полицейской лентой. Незамеченной работа оставалась ровно до тех пор, пока не отклеилась и не рухнула на пол. Уже в 2004 году Бэнкси повторил выходку, но на этот раз в Лувре. Он поместил в музей пародию на «Мону Лизу». Вместо лица у этой карикатуры был смайлик. Позже картина была продана за более чем £56 тыс. на Sotheby’s. Интервенции Бэнкси проворачивал и со скульптурами. Он проник в лондонский Музей естествознания и принес с собой работу «Бэнксус Воинственнус Крысус» — чучело крысы с рюкзаком на спине и надписью “Our time will come” — «Наше время придет». Эти работы было обнаружить легко, но художник пошел дальше и следующий объект — «Пекхэмский камень» (Peckham Rock), стилизованный под горную породу с наскальным рисунком кусок цемента — сделал максимально нейтральным по отношению к экспозиции Британского музея. Его он сопроводил экспликацией и поместил в зал Римской Британии, где работа находилась около трех дней, прежде чем изображенный на камне человек с тележкой из супермаркета привлек внимание музейщиков. Потом «Пекхэмский камень» показывали на выставке, однако первой работой уличного художника, официально получившей статус экспоната Британского музея, стала Di-face Tenner — копия десятифунтовой банкноты, на которой вместо королевы Елизаветы II красуется принцесса Диана.

Бэнкси. «Бэнксус Воинственнус Крысус». 2004. Фото: Banksy/Sotheby's
Бэнкси. «Бэнксус Воинственнус Крысус». 2004.
Фото: Banksy/Sotheby's
«Привет, мы из интернета» MoMAR в MoMA (2018)

Арт-объединение MoMAR реализовало проект «Привет, мы из интернета» в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), в зале Джексона Поллока. Зрители на вернисаже и после могли скачать специальное приложение, трансформирующее абстрактные произведения Поллока в дополненной реальности. Авторы признались, что идея их проста: к искусству могут быть причастны все желающие, а не только элита. Несмотря на несанкционированность проекта, служба безопасности музея никак не препятствовала интервенции MoMAR.

Арт-объединение MoMAR. «Привет, мы из интернета». Фото: MoMAR
Арт-объединение MoMAR. «Привет, мы из интернета».
Фото: MoMAR
«Настройки 2.2.» художественной группы ПНИ в Доме культуры «ГЭС-2» (2022)

Виновники последнего торжества несанкционированной интервенции в Москве — группа художников ПНИ, разместившая работы в пространстве Дома культуры «ГЭС-2», где сейчас проходит выставка «Настройки-2». «Настройки 2.2.» — это, как описывают его инициаторы, «трансмедиальный проект, ключевой задачей которого было введение зрителя в особый режим восприятия современности: режим поиска». Работы, созданные в разных техниках — от живописи до ленд-арта, были расположены по всему пространству дома культуры. Одна художница выбрила на газоне в роще несколько рисунков, имитирующих фрагмент картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве», другая разместила трафареты в виде черепов и костей под решеткой напольной вентиляции, а навигационный буклет с кураторским текстом повторял дизайн официального буклета выставки «Настройки-2». Когда подмену заметили, выставку-интервенцию демонтировали. Хотя, как показывает опыт, подобные нелегальные произведения могут в дальнейшем оказаться в музейной коллекции в статусе шедевра современного искусства.

Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.». Фото: ПНИ
Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.».
Фото: ПНИ
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+