18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Богатыри из недр Уральских гор в Музее Фаберже

«Урал кует победу». 1948. Руководитель: Н.Д.Татауров Исполнители: первые выпускники свердловского ХПТУ №42. Музей Уральского техникума «Рифей». Фото:   Музей Фаберже
«Урал кует победу». 1948. Руководитель: Н.Д.Татауров Исполнители: первые выпускники свердловского ХПТУ №42. Музей Уральского техникума «Рифей».
Фото: Музей Фаберже
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

На выставке «Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов» представлено три десятка скульптур из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург). Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики

В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открыта выставка произведений современных екатеринбургских камнерезов. На ней представлено около трех десятков произведений, демонстрирующих мастерство художников и богатство уральских недр. Это работы из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург), который уже более десятилетия поддерживает местных мастеров, заказывая им самые крупные и сложные произведения. Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики мастерами Камнерезного дома Алексея Антонова и Студии камнерезного искусства «Святогор», которой руководят Григорий Пономарев и Иван Голубев.

«Данила-мастер и Хозяйка Медной горы». 1968. Руководитель: Рысин В. Ю. Исполнители: Галати Г., Родыгин А. Музей Уральского техникума «Рифей». Фото: Музей Фаберже
«Данила-мастер и Хозяйка Медной горы». 1968. Руководитель: Рысин В. Ю. Исполнители: Галати Г., Родыгин А. Музей Уральского техникума «Рифей».
Фото: Музей Фаберже

Работы очень крупные, от 60 до 100 см, выходящие за формат кабинетной скульптуры и тем более фигурок Фаберже, многие из которых можно уместить на ладони. Сложной композицией и бурным движением, обилием мелких деталей и разнообразием фактур они отсылают, скорее, к бронзовой скульптуре XIX века, например к охотничьим сценам Николая Лансере. «То, что мы по традиции называем мастерскими, — поясняет куратор выставки Людмила Будрина, — это большие предприятия (в „Святогоре“, например, более 20 мастеров), которые не могут существовать по „сувенирной“ модели. Такие предприятия всегда были предметом меценатской заботы, начиная с ренессансных мозаик и фигур, которые заказывали Медичи, и заканчивая шедеврами из дрезденских „Зеленых сводов“, созданных по заказу Августа Сильного». Действительно, даже мощнейшая фирма Карла Фаберже делала уникальные пасхальные яйца по заказам царской семьи и более простые миниатюрные произведения — на продажу.

Сложные монументальные фигуры богатырей на конях и их схватки с драконами, показанные в музее, получили бы все призы политехнических выставок, популярных на рубеже XIX–XX веков, так как демонстрируют все то, чем по традиции гордилась страна: славную историю, богатство, преодоление технологических сложностей. После предметов Фаберже и выставок Алексея Денисова-Уральского, прославляющих национальных камнерезов, мастерство работы по поделочному и полудрагоценному камню казалось утраченным, пока не начало возрождаться в ­1990-х в Петербурге и Екатеринбурге. На самом деле традиционные приемы (а не только вырезание бус и грибочков) сохранялись и в советское время — подтверждением этому служит учебная работа 1948 года «Урал кует победу», где соединяются мозаика объемная, плоская и коллекция самоцветов в виде минералогической горки.

«Воевода». 2019.  Студия камнерезного искусства «Святогор». Автор модели, камнерез: Иван Голубев. Шлифовщик: Альберт Клевакин. Фонд семьи Шмотьевых. Фото: Музей Фаберже
«Воевода». 2019. Студия камнерезного искусства «Святогор». Автор модели, камнерез: Иван Голубев. Шлифовщик: Альберт Клевакин. Фонд семьи Шмотьевых.
Фото: Музей Фаберже

Благодаря поддержке семьи Шмотьевых современные мастера не ограничены в материалах и времени и создают произведения фантастического богатства и сложности. Массивная фигура Ильи Муромца (студия «Святогор») в кольчуге из кремня восседает на черном коне из долерита, который скачет по сугробам из снежных кристаллов арагонита, основание скульптуры из кованой стали сохраняет следы молота. Добрыня Никитич (Камнерезный дом Алексея Антонова) в плаще из красной яшмы разит Змея Горыныча из зеленого кварцита, который почти парит в воздухе, а его тонко вырезанные кожистые крылья сквозят на просвет.

Кроме описанных скульптур, буквально иллюстрирующих русские сказки, на выставке есть и другая группа работ. В них главным становится диалог с камнем, веками ценившееся у мастеров умение разглядеть в нем живое. Основой для головы «Воевода» (студия «Святогор») стал огромный кристалл горного хрусталя с корочкой из серебристых кристаллов хлорита. Радужные переливы вспыхивают в трещинах кварца, освещая сумрачное лицо воина. Из хрупких игл кристаллов талько­хлорита и арагонита проступает тонкое хрустальное лицо «Снегурочки».

Эти работы дополнены более традиционными предметами кабинетного размера «Русских типов» — жанровыми фигурками пастушков, детей на саночках, скомороха.  

Музей Фаберже, Санкт-Петербург
«Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+