18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дачные виды, чайки в порту и нарядные девушки: лето в In artibus

Татьяна Маврина. «Икша». 1976. Фрагмент. Фото: Фонд In artibus
Татьяна Маврина. «Икша». 1976. Фрагмент.
Фото: Фонд In artibus
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

«Летняя выставка» фонда In artibus представляет живопись и графику из частных собраний. Общей темой лета объединены работы 20 художников, в их числе Илья Машков, Татьяна Маврина, Ростислав Барто и Владимир Вейсберг

Этим летом новая экспозиция фонда In artibus так и называется — «Летняя выставка», на которой представлено более 60 произведений живописи и графики из частных собраний. Общей темой лета объединены работы 20 совершенно разных представителей отечественного искусства — от героев больших музейных ретроспектив вроде Ильи Машкова и Татьяны Мавриной до замечательных представителей русского модернизма, чье творчество только в последние годы открывается широкой публике (Александр Ведерников, Константин Истомин, Вячеслав Пакулин). На выставке можно увидеть и работы советских мастеров, в том числе Екатерины Зерновой, Николая Ромадина и Ольги Яновской, и произведения ныне здравствующих художников, чьи персональные выставки состоялись в фонде за последние годы, например Бориса Касаткина и Владислава Разгулина.

Николай Ромадин. «Молодая яблоня». 1958. Фото: Фонд In artibus
Николай Ромадин. «Молодая яблоня». 1958.
Фото: Фонд In artibus

Хотя сюжеты, которые укладываются в летнюю тематику, чрезвычайно разнообразны — тут и пыльные улицы душных городов, и букеты цветов в дачных интерьерах, и освещенные солнцем девушки в легких платьях, — общий настрой выставки остается мажорным. Это те самые «покой и радость», которые ощущаются, несмотря ни на что, всякий год с наступлением лета.

Не менее важно, что столь нейтральная и даже легкая тема позволяет продемонстрировать все многообразие пластических форм и сосредоточиться на художественном качестве произведений.

Пропитанная теплом и све­том жаркого полдня работа Николая Ромадина изображает согнувшееся под тяжестью наливных яблок дерево — из тех, что есть в каждом дачном саду. После такого триумфа реализма верхом художественного обобщения кажется «Икша» Татьяны Мавриной, где изображение знаменитого подмосковного озера сводится к сопоставлению ярких цветовых пятен и линий.

Своеобразие художественных приемов конкретных авторов можно наблюдать, выбрав на выставке лишь один мотив или жанр.

Ростислав Барто. «Женский портрет». 1940-е. Фрагмент. Фото: Фонд In artibus
Ростислав Барто. «Женский портрет». 1940-е. Фрагмент.
Фото: Фонд In artibus

Взять, например, женские портреты Антонины Софроновой, Ростислава Барто и Владимира Вейсберга. Картина Вейсберга «Маша Либединская» 1958 года необычайно важна как пример переходной работы в творчестве художника: тут еще сохраняются яркие краски в виде цветных кругов на одежде, но светлое платье девушки почти сливается с сероватым фоном, и это предвестник будущего приема мастера «белое на белом». «Женский портрет» Антонины Софроновой 1935 года, в свою очередь, обнаруживает влияние Альбера Марке, а вместе с романтическим образом девушки, созданным Ростиславом Барто в 1940-м, они — учитывая годы создания — могут служить примером внутренней эмиграции художника, эскапизма и бегства от диктата соцреализма. 

In artibus
«Летняя выставка»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
05.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+