18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Огромная коллекция модернистов оказалась пшиком

Национальный музей Словении. Фото: Narodna galerija, Ljubljana, Slovenija
Национальный музей Словении.
Фото: Narodna galerija, Ljubljana, Slovenija
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Скандальная выставка в Национальном музее Словении, из-за которой его директор подал в отставку, включала работы с подписями Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Сони Делоне и Сержа Полякова

Выставка под названием «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац» должна была открыться в Национальном музее Словении в Любляне 8 июня. Однако незадолго до события вспыхнул скандал, заставивший вмешаться министерство культуры страны, а затем делом занялась полиция. Открытие сначала было перенесли, а потом отменили вовсе. В итоге директор музея был вынужден уйти в отставку. Где сейчас находятся подозрительные работы — неизвестно.

Большой массив временно предоставленных на выставку картин происходил якобы из собрания покойного Йосипа Больковаца, который занимал пост первого министра внутренних дел Хорватии с 1990 по 1991 год. Всего семья передала музею около 180 произведений искусства, предположительно созданных великими художниками ХХ века, среди которых немало русских: Эдгаром Дега, Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Анри Матиссом, Жоаном Миро, Эдвардом Мунком, Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотреком, Уильямом Тёрнером, Марком Шагалом. В списке также Жорж Брак, Винсент ван Гог, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Марино Марини, Амедео Модильяни, Клод Моне, Джорджо Моранди, Камиль Писсарро. Еще до скандала нынешний владелец работ Нико Больковац пояснял газете «Дело», что в прошлом он руководил галереей Gallus и частную коллекцию предка пополнил приобретениями на аукционах.

Незадолго до открытия выставки критический сюжет о ней выпустил новостной телеканал N1, а искусствоведы начали забрасывать Министерство культуры обеспокоенными письмами.

«Дело скандальное», — рассказал N1 историк искусства и независимый арт-критик Бране Кович. Если бы это действительно были работы авторов, указанных в подписях, по мнению Ковича, их стоимость составила бы около €1 млрд. «Страховка за подобную коллекцию, которую пришлось бы оплатить Национальному музею, в несколько раз превысила бы его годовой бюджет, — пояснил он. — Это жуть, пачкотня, рисунки, которые их предполагаемые авторы не могли бы нарисовать даже в глубоком запое». Как поясняет Кович, работы предлагались и другим учреждениям, но везде были отвергнуты. Почему же они были приняты Национальным музеем Словении? «Проблема в том, что выставку готовили некомпетентные люди, не занимающиеся изобразительным искусством. Директор Павел Цар — коллекционер орденов и мундиров, а координатор выставки Андрей Шемров — нумизмат», — считает Бране Кович.

Авторство многих работ, собранных на выставку, вызывает большие сомнения с первого взгляда. Фото: National Museum of Slovenia
Авторство многих работ, собранных на выставку, вызывает большие сомнения с первого взгляда.
Фото: National Museum of Slovenia

Министерство культуры Словении вынуждено было созвать специальное совещание, на котором эксперты изучили документы, связанные с принятыми на выставку произведениями. Директор музея Павел Цар объяснял на заседании, что видел только сертификаты подлинности картин, и признал, что можно было бы сделать больше, например изучить каталог-резоне каждого художника (это входит в стандартную процедуру комплексной экспертизы).

Выставку решили делать всего несколько недель назад.

Radio Prvi сообщило, что проект был анонсирован всего за два дня до даты намеченного открытия. Павел Цар объяснил это тем, что в музее обнаружили, что у них есть свободные выставочные площади и решили с минимальными затратами привлечь посетителей на летний период. И добавил, что музей на организацию проекта денег не потратил. Министерство культуры подтвердило, что никакой финансовой компенсации музеем получено не было; однако изучение документов будет продолжаться.

Большинство сотрудников Национального музея Словении дистанцировались от «непрофессиональной и неэтичной практики организации выставки» в заявлении, подписанном 51 из 72 служащих. «Мы решительно осуждаем злоупотребление именем учреждения и самой профессией музейщика, которое нанесло большой ущерб репутации Национального музея Словении и всех словенских музеев и галерей», — говорится в заявлении. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+