18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сад 60 художников цветет в московском фонде Ruarts

Ирвин Пенн. «Пчела на губах». 1995. Фото: Фонд Ruarts
Ирвин Пенн. «Пчела на губах». 1995.
Фото: Фонд Ruarts
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Выставка «Все в сад!» в фонде Ruarts из коллекции его основательницы Марианны Сардаровой представляет небанальный взгляд на традиционную тему в работах 60 российских и зарубежных художников, от Роберта Мэпплторпа до Евгения Антуфьева

Если вы думаете, что выставка обещает букеты сирени в духе Петра Кончаловского, то ошибаетесь. Скорее, это необычный образ сада, воплощенный в живописи, фотографии, видео, скульптуре, а также инсталляциях из коллекции основательницы фонда Марианны Сардаровой. Основу ее собрания составляет советское неофициальное искусство и работы современных художников. Есть в личной коллекции и послевоенное западное искусство. Настоящая выставка представляет собой микс из 60 отечественных и западных художников. Внимания прежде всего заслуживают западные звезды Роберт Мэпплторп, Эрвин Олаф, Ирвин Пенн, Рууд ван Эмпел и другие, потому как неизвестно, в каком еще проекте мы их в ближайшее время увидим. Например, умерший в 1989‑м, в 42 года, от СПИДа Мэпплторп прославился фотографиями мужских и женских атлетических тел, эротический символизм пронизывает все его творчество, в том числе изображения цветов. Цветочные натюрморты голландца Эрвина Олафа (р. 1959) стилизованы под голландский же натюрморт XVII века (например, Яна Брейгеля), только вот мертвые птички представлены на них с ужасающим натурализмом. Рууд ван Эмпел (р. 1958) живет в Амстердаме. Каждая его работа получается благодаря совмещению десятков отдельных изображений, и в результате как бы реалистическая картина становится сильно ярче и четче реальности и приобретает иронический подтекст.

Роберт Мэпплторп. «Орхидея». 1988. Фото: Фонд Ruarts
Роберт Мэпплторп. «Орхидея». 1988.
Фото: Фонд Ruarts

Американский фотограф Ирвин Пенн (1917–2009) считался классиком fashion-фотографии XX века. Его цветочные композиции имитируют мир людей: бутоны пребывают в смятении или смущении, демонстрируют воодушевление или усталость.

Западный блок дополнен русскими именами: работами «неукрощенного модника» Андрея Бартенева, металлическими цветами — скульптурой живого классика Игоря Шелковского, произведениями Евгения Антуфьева, занимавшего в 2017-м второе место в топ-100 молодых художников России по версии нашей газеты.

Как пишут организаторы, на первый взгляд, цветы ассоциируются с безобидной красотой, но на самом-то деле современные художники с помощью цветов выражают широчайший спектр идей — гендерных, социальных, политических.

Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. «Без названия». 2019. Фото: Фонд Ruarts
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. «Без названия». 2019.
Фото: Фонд Ruarts

Команда Ruarts считает сад образом многогранным — опасным, манящим, интригующим и, что актуально, несущим умиротворение. Сад — символ рая на земле и одновременно метафора душевного баланса. «Поиск гармонии между миром и человеком определил основное содержание работ» (из пресс-релиза). Сад как место встреч или, наоборот, уединения. Тема уединения, то есть внутреннего сада, проходит через выставку магистральной линией. Из всех вариантов бегства от действительности этот самый симпатичный.

Фонд Ruarts
«Все в сад!»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+