Единственная в своем роде

Коллекционер Патрик Жетред. Фото: Patek Philippe
Коллекционер Патрик Жетред.
Фото: Patek Philippe
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

В лондонском Музее дизайна стартовало мировое турне впечатляющей частной часовой коллекции, главные звезды которой были созданы мастерами Дома Patek Philippe

Одна из самых крупных частных часовых коллекций, включающая прежде всего ценнейшую подборку Patek Philippe, впервые предстала перед публикой в Музее дизайна в Лондоне. Событие оглушительной громкости, ведь часовые коллекционеры предпочитают секретность и тишину. Достаточно было увидеть гостей торжества, среди которых один только швейцарский десант красноречиво заявлял о значимости события: собралось самое высокое представительство от часового сообщества — брендов, аукционов, прессы. Гранды с трепетом взирали на несметные богатства.

Выставка The Oak Collection — принципиально новый формат в выставочном деле. Еще никогда на суд зрителей не предлагалась большая частная коллекция с часами в идеальном состоянии, курируемая элитой часового дела. Из огромной коллекции, насчитывающей около полутысячи экземпляров от полусотни марок, на выставку было отобрано 160 самых-самых. Сплошь часы-рекордсмены, герои обложек аукционных каталогов, а еще — известные только понаслышке и те, чье существование стало неожиданностью даже для искушенных знатоков. Невиданное изобилие в одной экспозиции и в одном владении.

Сама выставка разделена на 11 глав, большая часть которых посвящена часам Patek Philippe, сгруппированных по темам: коллекции Calatrava и Nautilus, хронографы, вечные календари, мировое время, редкие ремесла, экспонаты из культовой коллекции Хенри Грейвса Младшего. Есть также несколько глав со знаковыми моделями Rolex и изделиями независимых современных часовщиков, включая Франсуа-Поля Журна и Кари Вутилайнена. После показа в Лондоне выставка отправится по маршруту Бахрейн — Китай — США.

Слева направо: 1. Часы «Мировое время». 1953. Желтое золото, синяя эмаль. Редчайший экземпляр и главная звезда коллекции. 2. Хронограф. 1946. Платиновый корпус, уникальный циферблат и шкала тахиметра, необычные треугольные ушки. Один из трех известных произведенных экземпляров. Фото: Patek Philippe
Слева направо: 1. Часы «Мировое время». 1953. Желтое золото, синяя эмаль. Редчайший экземпляр и главная звезда коллекции. 2. Хронограф. 1946. Платиновый корпус, уникальный циферблат и шкала тахиметра, необычные треугольные ушки. Один из трех известных произведенных экземпляров.
Фото: Patek Philippe

Владелец этих сокровищ Патрик Жетред входит в пятерку ведущих часовых коллекционеров мира прежде всего благодаря выдающемуся частному собранию винтажных и современных творений Patek Philippe, включая самую большую коллекцию часов Calatrava. Заслуги и значимость собирателя для женевского Дома зримо обозначены на витринах. Жетред удостоен редчайшей, если не небывалой чести: для него были воспроизведены редкие часы 1940–1950-х годов из желтого и розового золота. Исключение было сделано лично главой Patek Philippe Тьерри Штерном. Он же недавно устроил Патрику Жетреду сюрприз: мастера Дома создали часы с черным циферблатом, отсылающие к ценнейшему историческому экземпляру, хранящемуся в коллекции The Оak.

Слово «хранящийся», кстати, скорее, неуместно. Владелец носит все свои часы и искренне относится к ним как к живым существам, чем часто обескураживает и трогает профессионалов индустрии. «Благодаря его одержимости в коллекции нет монотонности. Патрик — визионер», — говорит легендарный аукционист Дома Phillips и часовой эксперт Орель Бакс.

Слева направо: 1. Хронограф. 1948. Розовое золото, розовый циферблат. 2. Карманные часы «Мировое время». Около 1948. Розовое золото, перегородчатая эмаль с изображением карты Северной Америки. Фото: Patek Philippe
Слева направо: 1. Хронограф. 1948. Розовое золото, розовый циферблат. 2. Карманные часы «Мировое время». Около 1948. Розовое золото, перегородчатая эмаль с изображением карты Северной Америки.
Фото: Patek Philippe

Интересно, что среди предков героя были русские, покинувшие страну около 150 лет назад. Возможно, именно от них идет наставление, передаваемое от отца к сыну в семье Патрика Жетреда: «Окружай себя лучшими, и все получится». В этом роду умели добиваться своего. Мальчиком Патрик учился в самой престижной частной школе Швейцарии в окружении детей из богатейших семей мира, феномен успеха которых стал для него, как сейчас говорят, триггером на пути к собственному. Среди же атрибутов красивой жизни его больше всего захватили часы.

Жетред покупал их смолоду, с первых больших денег — выигрыша на скачках. А вот дальше зарабатывал предпринимательством. И всегда следовал семейному правилу держаться и ставить на лучших в своем деле. Это позволило входить в самые разные сферы бизнеса — от редких металлов и недвижимости до офисного оборудования — без страха, учиться особенностям конкретного дела на ходу, а затем эффективно перестраивать компании и продавать. Помогали присущие ему чутье, страсть и упорство. Собственно, как и в коллекционировании, с тем лишь отличием, что часы он не продает. Расстался лишь однажды: нужны были деньги на покупку дома.

Экспонатов, равных по цене прекрасной недвижимости, на выставке предостаточно. Нынешняя оценочная стоимость коллекции — баснословная и, как признается гордый собиратель, была бы неподъемной для него сегодня при всех его немалых возможностях. «Это честь — обладать такими часами, и я хотел бы разделить удовольствие с другими», — говорит сам Жетред.

1. Чрезвычайно редкая модель 2523/1 с гильошированным циферблатом. 2. Часы. Желтое золото, перегородчатая эмаль. Единственный экземпляр. Около 1955. Фото: Patek Philippe
1. Чрезвычайно редкая модель 2523/1 с гильошированным циферблатом. 2. Часы. Желтое золото, перегородчатая эмаль. Единственный экземпляр. Около 1955.
Фото: Patek Philippe

С виду это вполне обычный, тихий, неприметный человек около 70 лет, который мгновенно преображается, стоит завести разговор о часах. И тогда хочется слушать и слушать удивительные истории, не перебивая (это дозволено лишь его врывающемуся астматическому кашлю). С горящим взором, не зажатый рамками маркетинга и принятой гиперкорректности, он отвечает на любые вопросы. Легко упоминает нескольких жен, с которыми предпочитает оставаться друзьями, о том, что любит жить на яхте и проводит пять месяцев в году на Багамах. Рассказывает о двоих детях, которым сейчас чуть за 30, в которых он не чает души и которых самозабвенно воспитывал сам. Сожалеет, что они не настолько одержимы часами, и объясняет, что не будет опутывать их рамками наследного траста (вдруг предпочтут коллекции красивые яхты?). «Главное — прожить такую короткую жизнь в удовольствие», — говорит Патрик Жетред. Похоже на еще одно семейное наставление от человека, умеющего ценить время и доказывающего это блистательно и буквально. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+