18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Скоростная магистраль «Поезд майя» вызвала протесты

Проект «Поезд майя» должен привлечь еще больше туристов к пирамиде Кукулькана в Чичен-Ице. Фото: Moises Vazquez
Проект «Поезд майя» должен привлечь еще больше туристов к пирамиде Кукулькана в Чичен-Ице.
Фото: Moises Vazquez
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Мексиканское правительство обвиняют в игнорировании археологической ценности Юкатана из-за строительства 1500-километровой высокоскоростной железной дороги, которая проходит вблизи почти неисследованных святилищ майя

Споры вокруг проекта «Поезд майя» с бюджетом $9,8 млрд, в рамках которого ведется строительство высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей ключевые туристические достопримечательности на юго-востоке полуострова Юкатан, достигли апогея. Археологи и экоактивисты протестуют против затеянного властями проекта. Протянувшаяся на 1,5 тыс. км вокруг полуострова линия включает около 20 станций; маршрут соединит руины города майя Паленке в штате Чьяпас с курортным Канкуном на Карибском побережье. Этот проект был одним из главных предвыборных обещаний президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Теперь политика обвиняют в том, что он поторопился, объявив, что завершит новую железную дорогу к концу своего срока в 2024 году.

Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана, создав около миллиона рабочих мест и сделав отдаленные древние достопримечательности доступнее для туристов. Однако противники проекта говорят, что правительство утаивает катастрофические риски, которые он представляет для экологии и археологического наследия региона. Против новой железной дороги начали протестовать сразу, еще со старта строительства в 2018 году; в последнее время пикеты сосредоточились на пятой очереди проекта, недалеко от курорта Плая-дель-Кармен. Активисты утверждают, что прокладка железнодорожной линии через тропический лес, о чем Обрадор заявил в январе, нанесет огромный ущерб окружающей среде и древним памятникам майя.

Между Плая-дель-Кармен и Канкуном уже обрушилось несколько сенотов — карстовых воронок с озерами с пресной водой, образовавшихся за миллионы лет в пористых породах Юкатана. Это значит, что из-за новой железнодорожной линии разрушится еще больше уникальных пещер. Сеноты почитались древними майя, по­этому в их окрестностях часто находят алтари и святилища. В регионе насчитывается более 40 уникальных подземных сенотов-храмов.

«Проблема в том, что этот район до сих пор почти не исследован, и мы не знаем, какие тайны он хранит», — говорит Мигель Коваррубиас, независимый археолог, специализирующийся на Юкатане. «Мексиканское правительство, называя нас псевдо­экологами и псевдоархеологами, направило туда военных, чтобы убедиться, что все идет по плану. Обрадор даже обвинил нас в том, что нам заплатили за протесты», — рассказывает он.

Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана. Фото: Aidia Studio
Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана.
Фото: Aidia Studio

Власти обратились в федеральное бюро по охране наследия — Национальный институт антропологии и истории (INAH) — для проведения инженерных изысканий и раскопок вдоль маршрута «Поезда майя». INAH отчитался о находках, среди которых более 3 тыс. построек доиспанского периода, свыше 80 мест захоронений и тысячи предметов, например хорошо сохранившееся каноэ майя, возраст которого превышает тысячу лет. Оно было обнаружено в сеноте недалеко от Чичен-Ицы. Опросив местных жителей, активисты утверждают, что о множестве археологических находок власти умалчивают, а на участках орудуют «черные копатели». «Инженерные изыскания, которые должны быть сделаны до начала строительства, проводятся в спешке и не так, как требуется для участков, представляющих археологическую ценность, — утверждает Коваррубиас. — У INAH нет возможности все контролировать: это маленький институт с небольшим бюджетом и очень ограниченным числом археологов, причем некоторых из них, возможно, подкупили частные компании».

В марте активисты из Гринписа привязали себя к бульдозерам в ходе мирного протеста, который привлек внимание национальных СМИ и федеральной полиции. «После этого президент Мексики дважды упомянул Гринпис на пресс-конференциях, заявив, что целью протеста было заклеймить его администрацию», — говорит Густаво Ампугнани, директор мексиканского филиала организации.

Он отмечает, что первоначально пятую очередь железнодорожной линии планировалось построить параллельно шоссе, но после возражений от курортов маршрут изменили. «Там уже подготовили почву, а когда переносишь трассу еще на 3–5 км в глубь леса, надо снова решать проблемы. До сих пор не провели экологическую экспертизу, чтобы показать масштабы воздействия на экосистему», — объясняет Ампугнани.

В конце апреля окружной суд, удовлетворив иск, поданный группой экологов и спелеологов, постановил приостановить строительство, так как на площадке не были проведены необходимые изыскания. Вопрос о том, будет ли строительство заморожено навсегда, пока остается нерешенным. «Власти просто прут вперед, — добавляет Ампугнани. — Некоторые общины майя получили огромную компенсацию за молчание. Так что они с радостью продвигают проект „Поезд майя“».

Проект финансируется за счет туристического налога, введенного на территории Юкатана, и федеральных средств, перенаправленных из других программ, а также путем колоссального увеличения бюджета Департамента туризма — на 650% в 2021 году, из которых 95% было выделено на железнодорожную линию. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+