18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Легенда Исаакиевской площади

Историческое здание «Астории» почти не изменилось за прошедший век. Фото: Отель «Астория»
Историческое здание «Астории» почти не изменилось за прошедший век.
Фото: Отель «Астория»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Отель «Астория» отмечает 110-летие. Гостиница, открывшаяся в 1912 году, по-прежнему остается достопримечательностью Северной столицы

В 2022 году знаменитая «Астория» празднует 110-летие. Уже более века отель выступает одним из главных свидетелей и участников исторических событий в Петербурге. А начиналось все в 1910-е годы, когда шведскому архитектору Федору (Иоганну Фридриху) Лидвалю предложили осуществить поистине новаторский проект. Строительство «Астории» стало самым сложным и ответственным в его карьере. Лидвалю предстояло возвести высокое здание в шесть этажей, при этом гармонично вписав его в архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Несмотря на сложность поставленной перед ним задачи, ему удалось создать элегантный и изысканный образ. К слову, в проектировании «Астории» участвовали выпускницы первого в России высшего технического учебного заведения для женщин — Женского политехнического института.

Оригинальное здание состояло из трех ярусов. Два нижних этажа были облицованы серовато-розовым гранитом; три следующих этажа, оштукатуренные под искусственный камень, украсила лепнина. Завершал величественный облик фасада верхний мансардный этаж. Внутренние помещения гостиницы — вестибюль, парадная лестница, банкетный зал, ресторан — были оформлены в стиле модерн с элементами неоклассицизма. По последнему слову техники были оснащены 350 номеров гостиницы: здесь были звукоизоляция из пробки, электрическая световая сигнализация для вызова прислуги, автоматическая система пылеуборки, центральное водяное отопление и даже такая редкость, как городской телефон.

Интерьер лобби. Фото: Отель «Астория»
Интерьер лобби.
Фото: Отель «Астория»

Торжественное открытие «Астории» состоялось 23 декабря 1912 года. А спустя несколько лет, в 1916-м, встал вопрос о закрытии гостиницы и использовании ее помещений «для военных надобностей». В сентябре 1918 года «Астория» была переименована в 1-й дом Петроградского Совета, где предоставляли временное жилье административным работникам новой России. В 1929 году гостиницу, которой вернули прежнее название, передали созданному для обслуживания иностранных гостей «Интуристу». Иностранцев было немного, но отель пользовался большой популярностью у советской интеллигенции.

Во время Великой Отечественной войны в здании был размещен хирургический стационар № 108. Для многих оказаться в госпитале при одной из лучших гостиниц города оказалось тогда в буквальном смысле спасением. «Асторию» не бомбили: ходили слухи, что Адольф Гитлер собирался устроить там банкет по случаю взятия Ленинграда.

После войны еще несколько лет в гостинице жили ленинградцы, оставшиеся без крова. К 1960-м годам выяснилось, что «Астория» перестала отвечать требованиям отеля международного класса, но строительные работы тогда ограничились лишь косметическими преобразованиями.

Интерьер президентского люкса. Фото: Отель «Астория»
Интерьер президентского люкса.
Фото: Отель «Астория»

Новая глава в истории отеля началась в 1991 году. Интерьеры привели в первоначальный вид, появились новые номера — вместо 350 в «Астории» стало 436 номеров. В 1997 году управление отелем взяла в свои руки британская компания Rocco Forte Hotels, и, чтобы гостиница соответствовала высоким стандартам международной сети, началась глобальная реконструкция. Были восстановлены исторические интерьеры и полностью заменены оборудование и коммуникации. В 2012 году «Астория» отметила 100-летний юбилей, к чему также была приурочена масштабная реновация. В прошлом году было принято решение начать реставрацию фасада, в результате которой центральный ярус приобрел серовато-розовый оттенок, а не привычно шоколадный.

Прошлый, 2021 год стал для «Астории» по-настоящему триумфальным: сразу несколько престижных премий удостоили легендарную гостиницу высокими званиями. Среди них, например, 17-е место в списке 20 лучших отелей Северной Европы и звание ведущего роскошного отеля России.

Интерьер авторского сьюта «Чайковский». Фото: Отель «Астория»
Интерьер авторского сьюта «Чайковский».
Фото: Отель «Астория»

Обновилось и меню главного ресторана в отеле. Шеф-повар Николас Алеврас полгода изучал русские деликатесы и традиционные рецепты, посещал знаковые рестораны и советовался с командой «Астории», чтобы предложить свое видение традиционных блюд. В меню остались любимые гостями фирменный оливье с крабом и авокадо, а также тартар из мраморной говядины с перепелиным яйцом и осетровой икрой. Из нового можно отметить традиционные сибирские пельмени с утиной ножкой конфи, олениной или вяленой говядиной, бурятский суп шулэн с бараниной, биск из ракообразных с цветной капустой, зеленым горошком, томатами и эстрагоном.

Помимо остальных своих достоинств, ­отель «Астория» стал настоящим раем для сладкоежек. По случаю 100-летнего юбилея появился новый десерт — travel cake «Астория», который представляет собой шоколадный кекс с начинкой из клюквенной карамели в хрустящей карамельной оболочке. Торт украшен орнаментом, повторяющим узор перил главной лестницы отеля. Кекс выполнен в форме цилиндра — он не занимает много места, а его состав и оформление позволяют без потерь перевезти его даже на другой континент.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+