18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Милан возрождает собственный Колизей с помощью ландшафтного дизайна

Историческую планировку миланского амфитеатра реконструируют в том числе с помощью растительности. Фото: Milano Città Stato
Историческую планировку миланского амфитеатра реконструируют в том числе с помощью растительности.
Фото: Milano Città Stato
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Археологам и архитекторам в работе должны посодействовать ботаники и садоводы. От античного амфитеатра остались только фрагменты фундамента, поэтому превращение исторического объекта в городскую достопримечательность требует оригинальных решений

Муниципальные власти Милана намерены создать новую достопримечательность на карте города. В будущем парке Amphitheatrum Naturae («Амфитеатр природы») античные руины дополнят растительностью, которая поможет посетителям представлять себе, как когда-то выглядел так называемый миланский Колизей. Раскопки на его территории, по словам организаторов проекта, уже «переписали многие главы из истории города».

В период с 286 по 402 год Медиоланум (так в древности назывался Милан) был столицей Западной Римской империи. В городе были дворец, цирк, множество храмов, термы и огромный форум. Эллиптический амфитеатр, возведенный в I веке н.э., своими размерами — 150 на 120 м — лишь немного уступал римскому Колизею, однако с конца IV века н.э. его методично разбирали, чтобы использовать в качестве строительного материала для новых зданий, в том числе базилики Сан-Лоренцо. Археологи обнаружили руины амфитеатра в 1931 году, а в 1970-е провели раскопки, раскрывшие семь участков фундамента.

В рамках проекта, запущенного в 2018 году, территорию муниципального археологического парка расширили с 12,5 тыс. до 22,3 тыс. кв. м, что сделало его самым большим в Милане. В 2019 году возобновились раскопки, в ходе которых удалось обнаружить еще 14 участков фундамента и гипогей, состоящий из двух подземных галерей, откуда гладиаторов и животных поднимали на сцену. Проект общей стоимостью €1,5 млн финансируется из средств Министерства культуры Италии и за счет частных пожертвований. Ожидается, что парк откроется для посетителей к концу 2022 года.

Раскопки на территории так называемого миланского Колизея уже «переписали многие главы из истории города». Фото: Milano Città Stato
Раскопки на территории так называемого миланского Колизея уже «переписали многие главы из истории города».
Фото: Milano Città Stato

Кусты самшита, мирта и бирючины разметят утраченные архитектурные элементы, а более сотни деревьев, высаженных в форме овальной аллеи, заменят внешние стены амфитеатра. Архитектор проекта Аттилио Стокки добавляет, что спонтанно разбросанные цветочные клумбы будут служить противовесом «рациональной упорядоченности» центрального сада в ренессансном стиле. В основу этой идеи легла книга Джулии Каневы 2004 года «Амфитеатр природы», в которой она рассказывает о том, как с XVII по XIX век римский Колизей служил точкой притяжения художников и ученых-ботаников, стекавшихся туда, чтобы изучать местную флору.

Один из заместителей мэра Милана Пьерфранческо Маран сообщил, что городской совет намерен разработать систему билетов, которая обеспечит «ежедневный доступ» в парк. Он станет новой точкой на уже существующем культурном маршруте, объединяющем 18 древних объектов, в том числе руины императорского дворца и ипподрома. Гипогей накроют деревянной сценой, что позволит использовать арену для представлений.

В прошлом году в раскопах на территории парка нашли фрагменты не менее 150 доримских ваз IV–III веков до н.э., что позволяет предположить существование поблизости кельтского святилища. Эти и другие недавние находки, в том числе копье и мраморная голова с чертами лица, напоминающими Агриппину, супругу императора Клавдия, вероятно, будут экспонироваться в музее-антиквариуме «Альда Леви», расположенном у входа в парк, либо в заброшенном здании, которое могут отреставрировать за счет средств Министерства финансов.

На территории парка были найдены фрагменты доримских ваз. Фото: Milano Città Stato
На территории парка были найдены фрагменты доримских ваз.
Фото: Milano Città Stato

По словам Антонеллы Ранальди, возглавляющей Управление археологии, изящных искусств и ландшафта Милана, не исключено, что раскопки продолжатся и после открытия парка; ее ведомство заинтересовано в том, чтобы развивать сотрудничество с миланским Католическим университетом, чьи студенты работали на раскопках амфитеатра в минувшем году. Кроме того, возобновятся раскопки базилики ди Сан-Диониджи в районе Порта-Венеция, обнаруженной в 2017 году. «В миланской археологии сейчас происходит много интересного», — говорит Ранальди. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+