18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Милан возрождает собственный Колизей с помощью ландшафтного дизайна

Историческую планировку миланского амфитеатра реконструируют в том числе с помощью растительности. Фото: Milano Città Stato
Историческую планировку миланского амфитеатра реконструируют в том числе с помощью растительности.
Фото: Milano Città Stato
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Археологам и архитекторам в работе должны посодействовать ботаники и садоводы. От античного амфитеатра остались только фрагменты фундамента, поэтому превращение исторического объекта в городскую достопримечательность требует оригинальных решений

Муниципальные власти Милана намерены создать новую достопримечательность на карте города. В будущем парке Amphitheatrum Naturae («Амфитеатр природы») античные руины дополнят растительностью, которая поможет посетителям представлять себе, как когда-то выглядел так называемый миланский Колизей. Раскопки на его территории, по словам организаторов проекта, уже «переписали многие главы из истории города».

В период с 286 по 402 год Медиоланум (так в древности назывался Милан) был столицей Западной Римской империи. В городе были дворец, цирк, множество храмов, термы и огромный форум. Эллиптический амфитеатр, возведенный в I веке н.э., своими размерами — 150 на 120 м — лишь немного уступал римскому Колизею, однако с конца IV века н.э. его методично разбирали, чтобы использовать в качестве строительного материала для новых зданий, в том числе базилики Сан-Лоренцо. Археологи обнаружили руины амфитеатра в 1931 году, а в 1970-е провели раскопки, раскрывшие семь участков фундамента.

В рамках проекта, запущенного в 2018 году, территорию муниципального археологического парка расширили с 12,5 тыс. до 22,3 тыс. кв. м, что сделало его самым большим в Милане. В 2019 году возобновились раскопки, в ходе которых удалось обнаружить еще 14 участков фундамента и гипогей, состоящий из двух подземных галерей, откуда гладиаторов и животных поднимали на сцену. Проект общей стоимостью €1,5 млн финансируется из средств Министерства культуры Италии и за счет частных пожертвований. Ожидается, что парк откроется для посетителей к концу 2022 года.

Раскопки на территории так называемого миланского Колизея уже «переписали многие главы из истории города». Фото: Milano Città Stato
Раскопки на территории так называемого миланского Колизея уже «переписали многие главы из истории города».
Фото: Milano Città Stato

Кусты самшита, мирта и бирючины разметят утраченные архитектурные элементы, а более сотни деревьев, высаженных в форме овальной аллеи, заменят внешние стены амфитеатра. Архитектор проекта Аттилио Стокки добавляет, что спонтанно разбросанные цветочные клумбы будут служить противовесом «рациональной упорядоченности» центрального сада в ренессансном стиле. В основу этой идеи легла книга Джулии Каневы 2004 года «Амфитеатр природы», в которой она рассказывает о том, как с XVII по XIX век римский Колизей служил точкой притяжения художников и ученых-ботаников, стекавшихся туда, чтобы изучать местную флору.

Один из заместителей мэра Милана Пьерфранческо Маран сообщил, что городской совет намерен разработать систему билетов, которая обеспечит «ежедневный доступ» в парк. Он станет новой точкой на уже существующем культурном маршруте, объединяющем 18 древних объектов, в том числе руины императорского дворца и ипподрома. Гипогей накроют деревянной сценой, что позволит использовать арену для представлений.

В прошлом году в раскопах на территории парка нашли фрагменты не менее 150 доримских ваз IV–III веков до н.э., что позволяет предположить существование поблизости кельтского святилища. Эти и другие недавние находки, в том числе копье и мраморная голова с чертами лица, напоминающими Агриппину, супругу императора Клавдия, вероятно, будут экспонироваться в музее-антиквариуме «Альда Леви», расположенном у входа в парк, либо в заброшенном здании, которое могут отреставрировать за счет средств Министерства финансов.

На территории парка были найдены фрагменты доримских ваз. Фото: Milano Città Stato
На территории парка были найдены фрагменты доримских ваз.
Фото: Milano Città Stato

По словам Антонеллы Ранальди, возглавляющей Управление археологии, изящных искусств и ландшафта Милана, не исключено, что раскопки продолжатся и после открытия парка; ее ведомство заинтересовано в том, чтобы развивать сотрудничество с миланским Католическим университетом, чьи студенты работали на раскопках амфитеатра в минувшем году. Кроме того, возобновятся раскопки базилики ди Сан-Диониджи в районе Порта-Венеция, обнаруженной в 2017 году. «В миланской археологии сейчас происходит много интересного», — говорит Ранальди. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+