Милан возрождает собственный Колизей с помощью ландшафтного дизайна

Историческую планировку миланского амфитеатра реконструируют в том числе с помощью растительности. Фото: Milano Città Stato
Историческую планировку миланского амфитеатра реконструируют в том числе с помощью растительности.
Фото: Milano Città Stato
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Археологам и архитекторам в работе должны посодействовать ботаники и садоводы. От античного амфитеатра остались только фрагменты фундамента, поэтому превращение исторического объекта в городскую достопримечательность требует оригинальных решений

Муниципальные власти Милана намерены создать новую достопримечательность на карте города. В будущем парке Amphitheatrum Naturae («Амфитеатр природы») античные руины дополнят растительностью, которая поможет посетителям представлять себе, как когда-то выглядел так называемый миланский Колизей. Раскопки на его территории, по словам организаторов проекта, уже «переписали многие главы из истории города».

В период с 286 по 402 год Медиоланум (так в древности назывался Милан) был столицей Западной Римской империи. В городе были дворец, цирк, множество храмов, термы и огромный форум. Эллиптический амфитеатр, возведенный в I веке н.э., своими размерами — 150 на 120 м — лишь немного уступал римскому Колизею, однако с конца IV века н.э. его методично разбирали, чтобы использовать в качестве строительного материала для новых зданий, в том числе базилики Сан-Лоренцо. Археологи обнаружили руины амфитеатра в 1931 году, а в 1970-е провели раскопки, раскрывшие семь участков фундамента.

В рамках проекта, запущенного в 2018 году, территорию муниципального археологического парка расширили с 12,5 тыс. до 22,3 тыс. кв. м, что сделало его самым большим в Милане. В 2019 году возобновились раскопки, в ходе которых удалось обнаружить еще 14 участков фундамента и гипогей, состоящий из двух подземных галерей, откуда гладиаторов и животных поднимали на сцену. Проект общей стоимостью €1,5 млн финансируется из средств Министерства культуры Италии и за счет частных пожертвований. Ожидается, что парк откроется для посетителей к концу 2022 года.

Раскопки на территории так называемого миланского Колизея уже «переписали многие главы из истории города». Фото: Milano Città Stato
Раскопки на территории так называемого миланского Колизея уже «переписали многие главы из истории города».
Фото: Milano Città Stato

Кусты самшита, мирта и бирючины разметят утраченные архитектурные элементы, а более сотни деревьев, высаженных в форме овальной аллеи, заменят внешние стены амфитеатра. Архитектор проекта Аттилио Стокки добавляет, что спонтанно разбросанные цветочные клумбы будут служить противовесом «рациональной упорядоченности» центрального сада в ренессансном стиле. В основу этой идеи легла книга Джулии Каневы 2004 года «Амфитеатр природы», в которой она рассказывает о том, как с XVII по XIX век римский Колизей служил точкой притяжения художников и ученых-ботаников, стекавшихся туда, чтобы изучать местную флору.

Один из заместителей мэра Милана Пьерфранческо Маран сообщил, что городской совет намерен разработать систему билетов, которая обеспечит «ежедневный доступ» в парк. Он станет новой точкой на уже существующем культурном маршруте, объединяющем 18 древних объектов, в том числе руины императорского дворца и ипподрома. Гипогей накроют деревянной сценой, что позволит использовать арену для представлений.

В прошлом году в раскопах на территории парка нашли фрагменты не менее 150 доримских ваз IV–III веков до н.э., что позволяет предположить существование поблизости кельтского святилища. Эти и другие недавние находки, в том числе копье и мраморная голова с чертами лица, напоминающими Агриппину, супругу императора Клавдия, вероятно, будут экспонироваться в музее-антиквариуме «Альда Леви», расположенном у входа в парк, либо в заброшенном здании, которое могут отреставрировать за счет средств Министерства финансов.

На территории парка были найдены фрагменты доримских ваз. Фото: Milano Città Stato
На территории парка были найдены фрагменты доримских ваз.
Фото: Milano Città Stato

По словам Антонеллы Ранальди, возглавляющей Управление археологии, изящных искусств и ландшафта Милана, не исключено, что раскопки продолжатся и после открытия парка; ее ведомство заинтересовано в том, чтобы развивать сотрудничество с миланским Католическим университетом, чьи студенты работали на раскопках амфитеатра в минувшем году. Кроме того, возобновятся раскопки базилики ди Сан-Диониджи в районе Порта-Венеция, обнаруженной в 2017 году. «В миланской археологии сейчас происходит много интересного», — говорит Ранальди. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+