18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Энциклопедию женской жизни составили в Серпухове

Константин Маковский. «Портрет девушки». 1880-е гг. Фрагмент. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Портрет девушки». 1880-е гг. Фрагмент.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Более 100 женских портретов на выставке «Незабываемые» в Серпуховском художественном музее дополнены предметами быта, звуками и ароматами. Работы, прибывшие из музеев и частных коллекций, сгруппированы в разделы, демонстрирующие роли и статусы женщин

Выставка, объединившая более 100 произведений живописи, графики и скульптуры (последняя включается в проекты нечасто) из музеев Москвы и Подмосковья, открылась на все лето в Серпухове. Пожалуй, впервые в подмосковном музее, за исключением разве что гораздо более близкого к столице Нового Иерусалима, показывают такой большой, сложный и многосоставный проект. В нем принимает участие не только хозяин площадки — Серпуховский историко-художественный музей, но и Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Государственный музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово», Музей МХАТ, частные коллекции Коншиных и Сергея и Татьяны Подстаницких, а также Культурный фонд «Кобзон».

Абрам Архипов. «Крестьянская девушка». 1915. Фрагмент. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Абрам Архипов. «Крестьянская девушка». 1915. Фрагмент.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В девяти залах изображения сгруппированы в 16 тематических разделов, демонстрирующих роли и статусы женщин: муза, подруга жизни и мать, кокетка и книгочейка, крестьянка, фабрикантша или императрица. Среди самых заметных работ — нежная «Кружевница» (1823) Василия Тропинина, выданная из московского музея его имени, разбитная «Цыганка» (1886) Николая Ярошенко, гитаристка Константина Коровина. Женщины на выставке не только пассивные модели, но и авторы — тут роль звезды, несомненно, принадлежит Наталии Гончаровой, ее крестьянский «Хоровод» (1910) и примитивистская, на желтом фоне «Женщина с папиросой» (1910) представлены из коллекции самого серпуховского музея. В целом хронологические рамки экспозиции охватывают три века — с XVIII по ХХ.

Василий Тропинин. «Кружевница». 1823. Фрагмент. Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Василий Тропинин. «Кружевница». 1823. Фрагмент.
Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Живопись и графика на выставке дополнены произведениями декоративно-прикладного искусства, среди которых шкатулка для драгоценностей, флаконы для духов, портбукет — аксессуар, в который закреплялся цветок или букетик, чтобы носить их на платье или держать в руках на балу. Представлены также веер конца ХIХ века на деревянных пластинах с ажурной резьбой и черным атласным, расписанным гуашью экраном, изящ­ные сумочки-ридикюли, бисерный вязаный кошелек с цветочным узором, записная книжка в бархатном переплете с золотным шитьем, платья и дамская мебель. Экспозиция дополнена не только мультимедиа (что, пожалуй, сейчас уже обязательное требование к современной крупной выставке), но и звуками и запахами.

Наталия Гончарова. «Женщина с папиросой». 1910. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Женщина с папиросой». 1910.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Проект проходит под покровительством министра культуры Подмосковья Елены Харламовой, которая в приветственном слове отметила, что женщины не только «украшают, создают, воспитывают», но и «правят». Можно сказать, выставка сделана женщинами о женщинах: инициировала проект директор серпуховского музея Жанна Алейникова, а куратором выступила Мария Санти.

Примечательно, что расположен музей в особняке одной из самых выдающихся женщин Подмосковья, Анны Мараевой, серпуховской купчихи первой гильдии, фабрикантши, видной деятельницы старообрядчества, коллекционерши старинных книг и икон. Специально к выставке был отреставрирован изящный секретер с инкрустацией в технике маркетри из собрания Мараевой.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Незабываемые»
До 21 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+