18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Покупателей испытывают картиной Пикассо

Лежащую обнаженную Пабло Пикассо  продадут на вечернем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 17 мая (1932). Фото: Sotheby’s
Лежащую обнаженную Пабло Пикассо продадут на вечернем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 17 мая (1932).
Фото: Sotheby’s
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

На майских торгах в Нью-Йорке — «Лежащая обнаженная» Пабло Пикассо с оценкой в $60 млн и еще десяток многомиллионных шедевров. Аналитики ожидают поляризации стратегий покупателей — от тщательной подстраховки до активной спекуляции

Резкая динамика арт-рынка стала видна уже на неделе лондонских аукционов Sotheby’s, Christie’s, Phillips и Bonhams в марте, и в ближайшее время контрасты, вероятно, еще больше поляризуются, считает обозреватель The Art Newspaper Мелани Герлис.

Напомним, что в начале марта полотно Рене Магритта «Империя света» ушло с молотка за £51,5 млн, а всего торги аукционного дома Sotheby’s принесли более £250 млн. Кроме того, на этот крупный вечерний аукцион искусства ХХ века пришлась самая большая за всю аукционную историю доля работ с «гарантией третьих лиц» — по данным аналитиков ArtTactic, 64% от общей стоимости проданного. Стратегия гарантий заключается в том, что группа лиц (обычно это крупные дилеры и коллекционеры) соглашается купить выставленное произведение искусства по минимально возможной цене (которая устанавливается аукционным домом совместно с продавцом). Если никто не торгуется за лот во время аукциона, он достается этой группе инвесторов. Если же лот на торгах покупается за большую сумму, третья сторона делит прибыль от его продажи с продавцом или с аукционным домом. К такой стратегии прибегают расчетливые инвесторы-традиционалисты, вкладывающие деньги с умом и не торопясь.

Марк Ротко. «Без названия (Оттенки красного)». 1961. Эстимейт $60-80 млн. Фото: Christie's
Марк Ротко. «Без названия (Оттенки красного)». 1961. Эстимейт $60-80 млн.
Фото: Christie's

В то же время на Phillips за £441 тыс. при эстимейте £30–50 тыс. была продана картина с психоделическим клубком форм дебютировавшей на крупных торгах лос-анджелесской художницы Лорен Куин, а работа 30-летней британки Рейчел Джонс на Bonhams ушла за £910 тыс. вместо предполагавшихся £40–60 тыс. За этими приобретениями стоят новые покупатели, следящие за модой и пытающие счастья, ищущие «коротких денег».

Однако реальность не так однозначна, как теория. Чем более прогнозируемыми становятся аукционы благодаря гарантиям или их инсценировкам, тем больше покупателей и продавцов жаждут удовольствия от непредсказуемого. Художественный консультант Сибилла Роша говорит: «Теперь, когда стоимость серьезных работ — „голубых фишек“ — исчисляется десятками миллионов, даже коллекционеры классики хотят играть немного активнее». При этом далеко не все на лондонских торгах в марте было хитом. Позиции классических картин импрессионистов, пользующихся популярностью у российских покупателей в стране и за ее пределами, оказались шаткими, а нервные продавцы отзывали лоты даже во время аукционов. Одна картина — «Девушки из Живерни» Клода Моне (1894) — была отозвана в середине сессии Sotheby’s и должна снова появиться на торгах в следующем крупном сезоне аукционного дома в Нью-Йорке в мае.

Вопрос в том, станет ли к тому времени лучше. Санкции и другие меры экономического контроля еще не дали о себе знать во время лондонских аукционов, их последствия для всего мира растут с каждым днем, и глубокая финансовая рецессия кажется все более вероятной. В этих обстоятельствах возможно все: хладнокровные покупатели классики могут сорваться в непродуманные траты, а любители экспериментировать с непроверенной молодежью — проявить неожиданную мудрость.

В мае рынок подвергнется испытанию продажей «Лежащей обнаженной» Пабло Пикассо на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке, который «готов к получению более $60 млн». Это изображение юной возлюбленной художника, его музы Мари-Терез Вальтер в образе биоморфного существа с конечностями-щупальцами. На данный момент пять картин Пикассо проданы на аукционах за суммы свыше $100 млн. Последней преодолевшей этот рубеж была «Женщина, сидящая у окна» (май 2021 года, Christie’s, $103,4 млн), также изображающая Мари-Терез и написанная в 1932 году. Этот год был пиком во взаимоотношениях художника и его юной и талантливой подруги: он писал, рисовал и лепил ее беспрестанно. Необычная форма морского животного, которая угадывается на полотне, возможно, была вдохновлена восторгом Пикассо перед умением Мари-Терез плавать (сам художник этого не умел). Пять лет назад мир объехала выставка, посвященная 1932 году в творчестве Пикассо — и «Лежащая обнаженная» была на ней представлена, — причем парижский вариант проекта имел подзаголовок «1932 — год эротизма».

Энди Уорхол. «Голубая прострелянная Мэрилин». 1964. Эстимейт по запросу (до $200 млн). Фото: Christie's
Энди Уорхол. «Голубая прострелянная Мэрилин». 1964. Эстимейт по запросу (до $200 млн).
Фото: Christie's

Событием станут майские торги Christie’s, которые возглавляет «Голубая Мэрилин» (Shot Sage Blue Marilyn) Энди Уорхола, одна из тех, что в 1964 году прострелила художница Дороти Подбер. Аукционный дом планирует получить за нее $200 млн, и тогда «Мэрилин» станет самым дорогим произведением искусства ХХ века, когда-либо проданным на аукционе, и вторым по стоимости после «Спасителя мира» Леонардо. Кроме того, дом выставит две абстракции Марка Ротко в позитивных красных тонах (предварительно оцененные в $45–65 млн и $60–80 млн) и три пейзажа Клода Моне (эстимейты от $35 млн до $60 млн) из коллекции Энн Басс, великой покровительницы американского балета.

Аукционный дом Sotheby’s, помимо «Лежащей обнаженной», продает мрачное полотно «Без названия» Марка Ротко ($35–50 млн) и туманный «Морской пейзаж» ($25–35 млн) Герхарда Рихтера из коллекции Гарри и Линды Маклоу. А также «Штудию красного папы» Фрэнсиса Бэкона ($40–60 тыс.), Cold Beer Beautiful Girls Эда Руша ($15–20 млн) и целые вечерние торги Now молодых современных художников.

Фрэнсис Бэкон. «Штудия красного папы 1962, 2-я версия 1971». Эстимейт $40-60 млн. Фото: PA Wire/PA Images/TASS
Фрэнсис Бэкон. «Штудия красного папы 1962, 2-я версия 1971». Эстимейт $40-60 млн.
Фото: PA Wire/PA Images/TASS

В целом предстоящие в Нью-Йорке в мае торги Sotheby’s и Christie’s предложат покупателям шедевров на сотни (!) миллионов долларов. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+