18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Швейцарии изучают ранние годы Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В швейцарском Винтертуре на вилле «Ам Рёмерхольц» проходит выставка работ Лукаса Кранаха Старшего из коллекции Оскара Райнхарта. До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и 6 из них включены в экспозицию

Блестящая карьера Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) как придворного живописца саксонских курфюрстов и друга Мартина Лютера кажется хорошо исследованной, однако в раннем периоде его творчества все еще немало пробелов. Восполнить их призвана новая выставка в Швейцарии.

Хотя никаких документальных свидетельств не сохранилось, судя по первым известным нам произведениям Кранаха, он переехал в Вену до своего 30-летия, приблизительно в 1500 году, — возможно, в надежде получить заказы на написание портретов прогрессивных интеллектуалов, составлявших венский кружок гуманистов. По всей видимости, там его творчество высоко оценили.

«Эти вещи очень сильно отличаются от придворной утонченности поздних работ Кранаха, — рассказывает Керстин Рихтер, куратор выставки и глава Коллекции Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц» в швейцарском Винтертуре. — Ранний Кранах очень экспрессивный, довольно дикий и прямолинейный: перспектива не была его коньком, он больше брал цветом, драматизмом и эмоциями».

В июне экспозиция «Кранах. Ранние годы в Вене» отправится в австрийский Музей истории искусств. Там в нее добавят несколько новых экспонатов и сместят акценты. Так, главной темой выставки в Винтертуре стали портреты, а ее венский вариант сосредоточится на ранней религиозной живописи Кранаха.

Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур

До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и шесть из них включены в экспозицию в Винтертуре. Остальные либо слишком хрупки для транспортировки, либо имеют статус национального достояния, запрещающий вывоз за границу, в том числе «Бегство в Египет» (1504) из Берлинской картинной галереи — впрочем, эта работа могла быть написана и позднее венского периода.

Среди экспонатов — диптих (около 1502), заказанный к свадьбе австрийского гуманиста и ученого Иоганна Куспиниана и его жены Анны из собственной коллекции музея. Загадочна история картины «Безбородый юноша», предоставленной Фондом гессенского дома в Кронберге. Прежде ее авторство приписывали Альбрехту Дюреру, но теперь считается, что это очень ранняя работа Кранаха. Один из наиболее пугающе натуралистичных экспонатов — «Распятие Христа» (около 1500) из числа самых ранних работ, созданных Кранахом в Вене (хранится там же в Музее истории искусств). Она полна таких безжалостных деталей, как торчащий изо рта окровавленный язык Христа. Кроме того, Музей истории искусств предоставил «Покаяние святого Иеронима» (1502) — наиболее ранее датированное произведение Кранаха, дошедшее до наших дней. На нем святой в смятении сжимает в одной руке бороду, закинув другую руку за спину, а у его ног лежит лев, угрожающе смотрящий на зрителя.  

Коллекция Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц»
Кранах. Ранние годы в Вене
До 12 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+