18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Янтарная комната стала ближе

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков

Музей-заповедник «Царское Село» представил копию Янтарной комнаты, созданную с помощью VR-технологий

Самый знаменитый музейный объект Царского Села — Янтарную комнату — любой посетитель теперь сможет рассмотреть в мельчайших деталях и даже потрогать. И не только посетитель Екатерининского дворца, в котором находится комната: благодаря новому проекту в формате виртуальной реальности «Янтарная комната. VR-версия» прикоснуться к драгоценным янтарным стенам смогут жители других регионов России и зарубежья. Потому что ее точная VR-копия, созданная специалистами компании Stereoforma при поддержке ПАО «Газпром», может путешествовать по всему миру.

Теперь, чтобы подробно рассмотреть янтарное сокровище и потрогать детали, которые особенно заинтересовали, посетителю Екатерининского дворца нужны лишь специальные очки-шлем и джойстик. Контент, разработанный сотрудниками компании Stereoforma, позволит приблизить резной янтарь к самым глазам, в то время как в обычных условиях музея подойти к янтарным панелям нельзя ближе, чем на метр-полтора. Программа дает возможность рассмотреть и такие мелкие детали, которые без приспособлений практически не увидеть, — например, крошечный трезубец в руках у Нептуна. Все это стало возможным благодаря новым технологиям.

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

«Нам важно, что это, во-первых, самая четкая цифровая копия Янтарной комнаты, — сказала на презентации проекта Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село». — Никакие обмеры и никакая фотограммометрия не могут достичь такой точности, которая достигается при создании программы, ведь было сделано 35 тыс. фотографий, каждый сантиметр отснят! Второй важный момент — этот проект предоставляет практически любому человеку в мире и в России возможность ощутить себя в центре „янтарной сказки“».

Подобного типа проекты музеев в виртуальной реальности в мире уже существуют — в частности, в Версале и в Смитсоновском музее естественной истории. Но VR-версия Янтарной комнаты, как утверждают разработчики, превосходит их по степени детализации и точности в передаче цветов и оттенков уникального янтарного интерьера.

Работа над проектом заняла у разработчиков и музея почти год. Главная сложность, с которой столкнулись специалисты, оказалась в самих материалах интерьера, более 70% которого составляют зеркала, позолоченная резьба и полупрозрачный полированный янтарь. Отражающие, блестящие и прозрачные поверхности сверкают, искажая цветопередачу. Чтобы показать посетителю виртуального пространства всю красоту драгоценного янтаря, авторы создали и протестировали около 170 вариантов, прежде чем остановиться на финальной версии. «Мы получили черновую предварительную геометрию и потом чистили ее вручную», — рассказал на презентации руководитель студии Stereoforma Дмитрий Мачача.

Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

VR-версия Янтарной комнаты, созданная при участии «Газпрома», в ближайшее время будет доступна и в других городах. В мае этого года при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути» виртуальная комната отправится в музейное турне в Калининград, Воронеж и Псков.

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+