18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Янтарная комната стала ближе

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков

Музей-заповедник «Царское Село» представил копию Янтарной комнаты, созданную с помощью VR-технологий

Самый знаменитый музейный объект Царского Села — Янтарную комнату — любой посетитель теперь сможет рассмотреть в мельчайших деталях и даже потрогать. И не только посетитель Екатерининского дворца, в котором находится комната: благодаря новому проекту в формате виртуальной реальности «Янтарная комната. VR-версия» прикоснуться к драгоценным янтарным стенам смогут жители других регионов России и зарубежья. Потому что ее точная VR-копия, созданная специалистами компании Stereoforma при поддержке ПАО «Газпром», может путешествовать по всему миру.

Теперь, чтобы подробно рассмотреть янтарное сокровище и потрогать детали, которые особенно заинтересовали, посетителю Екатерининского дворца нужны лишь специальные очки-шлем и джойстик. Контент, разработанный сотрудниками компании Stereoforma, позволит приблизить резной янтарь к самым глазам, в то время как в обычных условиях музея подойти к янтарным панелям нельзя ближе, чем на метр-полтора. Программа дает возможность рассмотреть и такие мелкие детали, которые без приспособлений практически не увидеть, — например, крошечный трезубец в руках у Нептуна. Все это стало возможным благодаря новым технологиям.

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

«Нам важно, что это, во-первых, самая четкая цифровая копия Янтарной комнаты, — сказала на презентации проекта Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село». — Никакие обмеры и никакая фотограммометрия не могут достичь такой точности, которая достигается при создании программы, ведь было сделано 35 тыс. фотографий, каждый сантиметр отснят! Второй важный момент — этот проект предоставляет практически любому человеку в мире и в России возможность ощутить себя в центре „янтарной сказки“».

Подобного типа проекты музеев в виртуальной реальности в мире уже существуют — в частности, в Версале и в Смитсоновском музее естественной истории. Но VR-версия Янтарной комнаты, как утверждают разработчики, превосходит их по степени детализации и точности в передаче цветов и оттенков уникального янтарного интерьера.

Работа над проектом заняла у разработчиков и музея почти год. Главная сложность, с которой столкнулись специалисты, оказалась в самих материалах интерьера, более 70% которого составляют зеркала, позолоченная резьба и полупрозрачный полированный янтарь. Отражающие, блестящие и прозрачные поверхности сверкают, искажая цветопередачу. Чтобы показать посетителю виртуального пространства всю красоту драгоценного янтаря, авторы создали и протестировали около 170 вариантов, прежде чем остановиться на финальной версии. «Мы получили черновую предварительную геометрию и потом чистили ее вручную», — рассказал на презентации руководитель студии Stereoforma Дмитрий Мачача.

Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

VR-версия Янтарной комнаты, созданная при участии «Газпрома», в ближайшее время будет доступна и в других городах. В мае этого года при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути» виртуальная комната отправится в музейное турне в Калининград, Воронеж и Псков.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+