18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зодчество из бамбука: как вьетнамский архитектор сопряг несопрягаемое

Бар из бамбука, возведенный по проекту Во Тронг Нгиа во вьетнамской провинции Биндонг. Фото: VTN Architects
Бар из бамбука, возведенный по проекту Во Тронг Нгиа во вьетнамской провинции Биндонг.
Фото: VTN Architects
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Снискавший мировую славу Во Тронг Нгиа стремится к экологичности и духовности. В своих проектах он нередко опирается на исконные азиатские традиции в части материалов и конструктива, однако установки западного модернизма им отнюдь не отвергнуты

Ведущий представитель архитектуры Вьетнама Во Тронг Нгиа говорит так: «Вы не можете просто поместить дерево на здание и сказать, что это зеленая архитектура». Хотя, как свидетельствует эта книга, упоминаемой им практике он все-таки не чужд. Проекты Во Тронг Нгиа распределены по двум томам издания, названного «Возводя природу»: один том озаглавлен «Зелень», второй — «Бамбук»; в каждом есть краткое введение, написанное неутомимым архитектурным критиком Филипом Джодидио.

Vo Trong Nghia: Building Nature / Introduction by Philip Jodidio. 2 vols. Thames & Hudson. 400 с.: 393 цв. ил. £50, $75. На английском языке
Vo Trong Nghia: Building Nature / Introduction by Philip Jodidio. 2 vols. Thames & Hudson. 400 с.: 393 цв. ил. £50, $75. На английском языке

Интерес Во Тронг Нгиа к экологической теме, возникший в пору его ученичества у японского архитектора Хироси Наито, органично примыкает к буддийской вере, которой он глубоко предан (его служащие обязаны медитировать по два часа в день). Так или иначе, его работы олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической» архитектуры. Он предлагает своеобразный коктейль из неформального планирования, основанного на функциональности, плавного диалога между внутренним и внешним пространством и, в некоторой степени, романтического отношения к пейзажу, который мог бы открываться из домов Чарльза Фрэнсиса Эннсли Войси, Фрэнка Ллойда Райта (тот находился под влиянием архитектуры, увиденной в Японии), Йорна Утзона и других.

Дома, которые описываются в томе «Зелень», построены из кирпича и бетона. Во Тронг Нгиа использовал метод полостных стен — как средство, способствующее снижению выбросов в атмосферу парниковых газов. Их пористость отчасти заимствована из тропической типологии и традиций; она дает легкую и натуральную циркуляцию воздуха, много естественной вентиляции, обилие горизонталей, которые защищают от солнца, дождя и холода. Однако сквозь эти пористые поверхности в затененные внутренние пространства проникают слабые лучи света, создавая то здесь, то там эффект тканого узора (особенно интересна бамбуковая опалубка «Дома деревьев», жилого комплекса в городе Хошимин). А островки «небесных садов» и другой зелени обладают к тому же большой выразительностью и идут гораздо дальше местной традиции. В соответствии с почти апокалиптическим типом экологического мышления они словно говорят о новом обществе, стыдливо процветающем на руинах старого (порой буквально: отель Atlas в Хойане выглядит как модернистское здание Луиса Кана, воспроизведенное в струях тропического ливня).

Работы Во Тронг Нгиа олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической архитектуры». Фото: VTN Architects
Работы Во Тронг Нгиа олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической архитектуры».
Фото: VTN Architects

Работы, описанные в томе «Бамбук», выполнялись в основном по заказам гостиничного бизнеса и индустрии туризма, хотя их спокойное достоинство не очень вяжется с подобными функциями. Использование бамбука укоренено во многих азиатских культурах. Это и строительный материал — гибкий, крепкий, легкий, дешевый и экологичный, — и элемент природного ландшафта. Традиционная китайская архитектура содержит ссылки на бамбуковые постройки, оставшиеся в поздних каменных и терракотовых формах — аналогично тому, как архитектурный язык каменных построек древнего Средиземноморья перекликается с более ранними деревянными строениями. В некоторых частях Азии бамбук все еще используют для строительных лесов. Однако именно колумбийский архитектор Симон Велес пробудил интерес Во Тронг Нгиа к возможностям этого материала.

Применяя бамбук, вьетнамский архитектор достиг замечательных результатов: материал вошел в состав ламината, внедрился в систему сводов, вплелся в решетки. Легкие открытые структуры, воспроизведенные в иллюстрациях, обладают парадоксальной монументальностью, формируя современные, почти величественные пространства, гармонично вписывающиеся в красоту природы. Восприятие окружающей среды является одной из сильных сторон Во Тронг Нгиа: пятиугольная вилла в бухте Халонг словно разговаривает со знаменитыми «сахарными головами» скал, окаймляющих бухту, а «Бамбуковый сталактит» — строение, созданное для Венецианской архитектурной биеннале 2018 года, — навевает мысль о рыболовных сетях, развешанных на солнце.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+