18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Животных естественных и сверхъестественных показывают в Музее Востока

Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Республика Адыгея. Первая половина IV в. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Республика Адыгея. Первая половина IV в. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

На выставке «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии» демонстрируются находки, сделанные сотрудниками музея за четыре десятилетия в ходе археологических раскопок. Среди 200 экспонатов есть настоящие шедевры

Выставка в Музее Востока посвящена 40-летию отдела материальной культуры и древнего искусства. Куратором выступил глава отдела, археолог Сергей Болелов, а большая часть из двух сотен экспонатов были найдены сотрудниками в ходе раскопок на Северо-Западном Кавказе, Чукотке и в Средней Азии.

Центром ее — и визуальным, и смысловым — является зал Северного Кавказа, где представлены настоящие сокровища: золотая голова оленя с серебряными рогами, серебряный кабан (это навершия неведомых предметов), сосуд в форме полуфигуры Пегаса. Эти вещи, а также золотые нашивки на одежду в виде оленей, фрагменты ожерелий с изображением птиц и части конской упряжи найдены в могильнике Уляп V–IV веков до н.э. в Адыгее. Олень и кабан, вероятно, изготовлены местными мастерами меотами, находившимися под сильным влиянием скифского искусства («звериного стиля»). А Пегас имеет в основе иранский серебряный сосуд в виде коня, к которому эллинистический мастер добавил золотые крылья мифологического животного и рельефный фриз со сценами из гигантомахии.

Одноручный ритон в форме рога с протомой головы Ахелоя. Средняя Азия. Северный Туркменистан. IV-II вв. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Одноручный ритон в форме рога с протомой головы Ахелоя. Средняя Азия. Северный Туркменистан. IV-II вв. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока

Конь, пожалуй, самый частый образ на выставке. У древних народов Евразии он был и символом сверхъестественных сил, и средством связи с божественным миром, и спутником жизни. Не зря значительная часть зооморфных фигурок, найденных на Северо-Западном Кавказе, — это детали конской сбруи. А обнаруженные на территории древнего Хорезма и Приаралья маленькие фигурки лошадей из глины, которые кажутся игрушками, — подношения в храм, просьбы о богатом урожае.

Другой важнейший символ, особенно для Средней Азии и всего Среднего Востока, — лев. Множество сосудов, найденных в низовьях Амударьи, где находился Хорезм, украшены лепными головками львов, причем смотрят они внутрь сосуда, охраняя его содержимое. На керамических флягах, кувшинах и блюдах лепили, рисовали и процарапывали козлов и баранов, верблюдов и птиц. А стены дворца в Варахше, где была резиденция царей, правивших в Бухарском оазисе до арабского завоевания (V–VIII века н.э.), украшены сценами охоты на хищных и фантастических тварей. На народной керамике зай­цы, птицы, кони продолжали появляться и позже, в исламский период, когда официальная доктрина запрещала изображения живых существ.

Чаша с фигурой летящей птицы. Городище Бинкет. Ташкент. Конец X —начало XI вв. Фото: Государственный музей Востока
Чаша с фигурой летящей птицы. Городище Бинкет. Ташкент. Конец X —начало XI вв.
Фото: Государственный музей Востока

Особняком стоит культура Северной Азии, в частности Чукотки. Здесь традиции изображения животных (их резали из моржовой кости) не менялись тысячелетиями. Киты, тюлени, медведи, птицы были главными героями и мифов, и жизни эскимосов. Поэтому их фигурками древние охотники чукотского побережья украшали и головки гарпунного древка, и рукояти ножей, и накладки для защиты запястья при стрельбе из лука.

Для народов Крайнего Севера важной была тема перевоплощения зверей и птиц в человека и друг в друга, популярнейшая в дошедших до нас местных мифах и сказках. С ней связан особый прием изображения — полиэйкония, когда мастер создавал образы, которые прочитывались по-разному с разных ракурсов. То, что с одной стороны видится фигуркой моржа, с другой оказывается медведем. Возраст некоторых из представленных на выставке костяных фигурок, по большей части миниатюрных, насчитывает 2 тыс. лет. 

Государственный музей Востока
«Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии»
До 10 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+