Весна Средневековья: новый сценарий для Музея Клюни

Реконструкция Музея Клюни включала в себя возведение пристройки, облицованной алюминиевыми панелями с тонировкой под бронзу. Фото: M. Denancé / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge
Реконструкция Музея Клюни включала в себя возведение пристройки, облицованной алюминиевыми панелями с тонировкой под бронзу.
Фото: M. Denancé / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

После семилетней реконструкции знаменитая институция, расположенная в монастырском подворье в центре Парижа, возобновила свою просветительскую миссию. Жизнь и культура средневековой Европы преподнесены сейчас в обновленной постоянной экспозиции

Завершение длительной трансформации и открытие для публики Национального музея Средневековья этой весной — настоящее возрождение, образно говоря. «Музей Клюни был одним из немногих французских национальных музеев, которые не подвергались серьезной реконструкции со времен Второй мировой войны», — говорит его директор Северин Лепап.

При этом, добавляет она, еще в 1990-х «был задуман ряд проектов» по реновации площадки в самом сердце Латинского квартала, однако дело отложили, так как территория представляет огромную ценность с археологической точки зрения: здесь сохранились остатки галло-римских терм, датируемых I–II веками. Поворотным моментом, по словам Лепап, стало принятие в 2011 году закона, обязывающего французские музеи быть доступными для людей с ограниченными физическими возможностями, что «позволило Клюни воспользоваться этой инициативой».

Музей расположен в средневековом здании монастыря XV века. Фото: RMN-Grand Palais / Thierry Ollivier
Музей расположен в средневековом здании монастыря XV века.
Фото: RMN-Grand Palais / Thierry Ollivier

Семилетняя реконструкция обошлась примерно в €26 млн. «Доступность» подразумевала прежде всего создание нового входа. Раньше посетители попадали в музей через тяжелую деревянную дверь со двора так называемого отеля аббатства Клюни — здания XV века, расположенного напротив Сорбоннского университета. Но, сколь бы впечатляющими ни были его готические фасады, люди с ограниченными физическими возможностями не могли передвигаться по многочисленным лестницам и этажам.

В 2014 году был объявлен архитектурный конкурс на строительство нового лобби на уровне улицы Рю дю Соммерар, названной в честь основателя музея. Победивший в конкурсе архитектор Бернар Демулен спроектировал внушительную пристройку, выходящую на оживленный Латинский квартал, облицованную алюминиевыми панелями бронзового цвета и обернутую в металлическую сетку. В 2016 году к Демулену присоединились дизайнер интерьеров Адриен Гардер и Поль Барно, государственный архитектор по делам сохранения исторических памятников. Вместе они разработали новый маршрут для посетителей.

Пространство нового лобби Национального музея Средневековья. Фото: M. Denancé / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge
Пространство нового лобби Национального музея Средневековья.
Фото: M. Denancé / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge

Прежде Музей Клюни, который с 1992 года именуется Национальным музеем Средневековья, по словам Лепап, «представлял свои коллекции в поучительном ключе, просто разделяя экспонаты по техникам: один зал был посвящен плотникам, другой — обойщикам». Теперь обновленная постоянная экспозиция, включающая в себя 1,6 тыс. предметов, предлагает «хронологическое путешествие через 21 зал». По этому случаю было отреставрировано около 500 экспонатов.

Маршрут стартует с монументального фригидария (помещение для охлаждения) древних терм. Раннее Средневековье, в частности произведения времен Меровингов и Византийской империи, сменяется романским и готическим искусством. В величественном зале на современных колоннах представлено 12 резных капителей с нефа аббатства Сен-Жермен де Пре, рядом — скульптурные фрагменты голов и витражи из аббатства Сен-Дени. Далее — зал скульптур из Нотр-Дам де Пари, которые были заменены при реставрации собора Эженом Эмманюэлем Виолле-ле-Дюком в XIX веке, а также фрагменты статуй, сбитые с фасада во время Великой французской революции и обнаруженные только в 1977 году.

Процесс монтажа экспозиции. Фото: Michel Bourguet / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge
Процесс монтажа экспозиции.
Фото: Michel Bourguet / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge

В разделе, посвященном искусству XIII века, представлен впервые воссоединившийся набор из часовни Сент-Шапель: отреставрированные скульптуры апостолов, витражи и реликварий. Дальше — вся виртуозность каменной кладки в скульптурных растительных мотивах замковых камней коллежа де Клюни. Рядом с надгробной скульптурой времен короля Филиппа IV Красивого и его сыновей небольшое сокровище — шкатулка из слоновой кости с резьбой, изображающей придворные любовные сцены.

На первом этаже повествуется о XIV–XV веках во Франции, Италии и Северной Европе. А в конце маршрута посетителя ждет одна из главных ценностей музея — шесть гобеленов цикла «Дама с единорогом», сотканных около 1500 года. Предположительно эти сюжеты символизируют пять чувств, но есть и загадочное шестое с надписью «По моему единственному желанию».

Гобелен из цикла «Дама с единорогами». Фото: RMN-Gand Palais / Michel Urtado
Гобелен из цикла «Дама с единорогами».
Фото: RMN-Gand Palais / Michel Urtado

Премьерная временная выставка расскажет об архитектуре музейного здания. А в октябре планируется экспозиция, организуемая совместно с Музеем августинцев в Тулузе, она будет посвящена искусству XIV века из «розового города». После долгих лет частичного закрытия, в том числе полуторагодичного периода полного простоя, Музей Клюни рассчитывает наконец восстановить связь со своей аудиторией — раньше он принимал около 300 тыс. посетителей в год, примерно половину из которых составляли иностранцы. 

Национальный музей Средневековья

Фасады новой пристройки Национального музея Средневековья. Фото: M. Denancé / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge
Фасады новой пристройки Национального музея Средневековья.
Фото: M. Denancé / Musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge

Здание музея с прилегающим садом (эта территория исторически именуется «отелем Клюни») расположено в парижском Латинском квартале. В античные времена здесь находились римские термы; их архитектурные фрагменты сохранились до наших дней, хотя уже с XIV века на этом участке велось новое строительство, инициированное влиятельным бенедиктинским аббатством Клюни. Свои нынешние очертания подворье монастыря приобрело в конце XV столетия при настоятеле Жаке де Амбуазе. Правда, переделки продолжались и позже, в силу чего готический стиль тут смешан с ренессансным.

После Великой французской революции в конце XVIII века городское подворье аббатства было национализировано и выставлено на продажу. К тому времени в нем уже скопилась немалая, хотя и стихийная, коллекция средневекового искусства. Судьба ее могла оказаться печальной, но в 1833 году отель Клюни приобрел археолог и коллекционер древностей Александр дю Соммерар, разместивший тут предметы и из собственного собрания. После его смерти в 1842 году здание вместе с коллекцией выкупило государство. Двумя годами позже здесь был учрежден музей Средневековья, который возглавил Эдмон дю Соммерар, сын покойного коллекционера. Сейчас его собрание насчитывает более 23 тыс. экспонатов, датированных V–XV веками. Это одна из лучших в мире коллекций, посвященных не только искусству, но и европейской средневековой эпохе в целом.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+