18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Коломенском показывают образы старой веры — от протопопа Аввакума до Агафьи Лыковой

Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

На выставке «Наследие старообрядчества» собрано около 400 предметов. Помимо икон, рукописей и печатных книг, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы провинциального портрета

Выставка во Дворце Алексея Михайловича приурочена к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, писателя и религиозного деятеля, ярого противника церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Когда по их инициативе в середине XVII века была проведена унификация русского православия с константинопольским, многие с ней не согласились. Это сопротивление изменению церковного канона привело к расколу, так возникло старообрядчество — религиозное течение, объединившее тех, кто остался верен «древней» вере. Они окончательно обособились от государства, когда сын Алексея Петр I начал радикальную европеизацию страны. Император, считавшийся старообрядцами Антихристом, не смог их победить, не смогли этого и его преемники, а в XIX веке в Российской империи старообрядцы благодаря своей основательности и предприимчивости приобрели большое влияние в купеческих кругах, изменив и нашу промышленность, и культуру (через меценатство). Это были Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Рахмановы… И лишь революция, беспощадная ко всем, почти стерла старообрядчество с лица России, но, как и обычное православие, оно сумело выжить подпольно. Нынешняя выставка подготовлена как раз по инициативе митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Но не стоит из-за этого считать, что этот проект интересен лишь тем, кто принадлежит к ее лону. Несмотря на гонения, значение старообрядчества для русской культуры, в том числе изобразительного искусства, огромно, и настоящее осмысление этого процесса только предстоит.

Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Официальное патриаршество «очистило» русскую иконопись от необычных сюжетов, возникших за века ее самостоятельного существования, и возвратило ее к греческим истокам — а старообрядцы сохранили наше самобытное и развили его. Петр I запретил монахам «писать в келиях», и так исчезло искусство русских иллюминированных рукописей — но не у старообрядцев, которые продолжали создавать потрясающие книги вплоть до ХХ века. И это лишь несколько примеров. Недаром именно старообрядческое искусство сейчас приковывает пристальное внимание частных коллекционеров и охотников за редкостями.

На выставку в Коломенском, помимо частных собирателей, свои экспонаты предоставили ведущие музеи и архивы страны: Третьяковская галерея, Русский музей, Музеи Московского Кремля, Российский государственный архив древних актов и Российская государственная библиотека, а также Музей истории религии, Дом русского зарубежья, музеи Серпухова и Самары. Всего это около 400 предметов, охватывающих период со времен протопопа Аввакума до наших дней (современная представительница старообрядчества, сибирская отшельница Агафья Лыкова — второй персонаж, чье имя вынесено в название проекта).

Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Многие из выставленных предметов зрители увидят впервые. Помимо икон, рукописей и печатных книг (отметим Трезвоны и Четьи минеи выговские), декоративно-прикладного искусства, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы «провинциального портрета». Две старообрядческие моленные, располагавшиеся неподалеку от Коломенского, были перенесены в фонды музея целиком. Теперь оба комплекса предметов предстанут целиком на выставке. Будут и этюды Василия Сурикова для «Боярыни Морозовой», первого произведения, с которого для многих начинается знакомство со старообрядчеством.  

Московский государственный объединенный музей-заповедник, усадьба Коломенское
«От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+