В Коломенском показывают образы старой веры — от протопопа Аввакума до Агафьи Лыковой

Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

На выставке «Наследие старообрядчества» собрано около 400 предметов. Помимо икон, рукописей и печатных книг, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы провинциального портрета

Выставка во Дворце Алексея Михайловича приурочена к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, писателя и религиозного деятеля, ярого противника церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Когда по их инициативе в середине XVII века была проведена унификация русского православия с константинопольским, многие с ней не согласились. Это сопротивление изменению церковного канона привело к расколу, так возникло старообрядчество — религиозное течение, объединившее тех, кто остался верен «древней» вере. Они окончательно обособились от государства, когда сын Алексея Петр I начал радикальную европеизацию страны. Император, считавшийся старообрядцами Антихристом, не смог их победить, не смогли этого и его преемники, а в XIX веке в Российской империи старообрядцы благодаря своей основательности и предприимчивости приобрели большое влияние в купеческих кругах, изменив и нашу промышленность, и культуру (через меценатство). Это были Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Рахмановы… И лишь революция, беспощадная ко всем, почти стерла старообрядчество с лица России, но, как и обычное православие, оно сумело выжить подпольно. Нынешняя выставка подготовлена как раз по инициативе митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Но не стоит из-за этого считать, что этот проект интересен лишь тем, кто принадлежит к ее лону. Несмотря на гонения, значение старообрядчества для русской культуры, в том числе изобразительного искусства, огромно, и настоящее осмысление этого процесса только предстоит.

Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Официальное патриаршество «очистило» русскую иконопись от необычных сюжетов, возникших за века ее самостоятельного существования, и возвратило ее к греческим истокам — а старообрядцы сохранили наше самобытное и развили его. Петр I запретил монахам «писать в келиях», и так исчезло искусство русских иллюминированных рукописей — но не у старообрядцев, которые продолжали создавать потрясающие книги вплоть до ХХ века. И это лишь несколько примеров. Недаром именно старообрядческое искусство сейчас приковывает пристальное внимание частных коллекционеров и охотников за редкостями.

На выставку в Коломенском, помимо частных собирателей, свои экспонаты предоставили ведущие музеи и архивы страны: Третьяковская галерея, Русский музей, Музеи Московского Кремля, Российский государственный архив древних актов и Российская государственная библиотека, а также Музей истории религии, Дом русского зарубежья, музеи Серпухова и Самары. Всего это около 400 предметов, охватывающих период со времен протопопа Аввакума до наших дней (современная представительница старообрядчества, сибирская отшельница Агафья Лыкова — второй персонаж, чье имя вынесено в название проекта).

Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Многие из выставленных предметов зрители увидят впервые. Помимо икон, рукописей и печатных книг (отметим Трезвоны и Четьи минеи выговские), декоративно-прикладного искусства, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы «провинциального портрета». Две старообрядческие моленные, располагавшиеся неподалеку от Коломенского, были перенесены в фонды музея целиком. Теперь оба комплекса предметов предстанут целиком на выставке. Будут и этюды Василия Сурикова для «Боярыни Морозовой», первого произведения, с которого для многих начинается знакомство со старообрядчеством.  

Московский государственный объединенный музей-заповедник, усадьба Коломенское
«От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+