18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Коломенском показывают образы старой веры — от протопопа Аввакума до Агафьи Лыковой

Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

На выставке «Наследие старообрядчества» собрано около 400 предметов. Помимо икон, рукописей и печатных книг, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы провинциального портрета

Выставка во Дворце Алексея Михайловича приурочена к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, писателя и религиозного деятеля, ярого противника церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Когда по их инициативе в середине XVII века была проведена унификация русского православия с константинопольским, многие с ней не согласились. Это сопротивление изменению церковного канона привело к расколу, так возникло старообрядчество — религиозное течение, объединившее тех, кто остался верен «древней» вере. Они окончательно обособились от государства, когда сын Алексея Петр I начал радикальную европеизацию страны. Император, считавшийся старообрядцами Антихристом, не смог их победить, не смогли этого и его преемники, а в XIX веке в Российской империи старообрядцы благодаря своей основательности и предприимчивости приобрели большое влияние в купеческих кругах, изменив и нашу промышленность, и культуру (через меценатство). Это были Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Рахмановы… И лишь революция, беспощадная ко всем, почти стерла старообрядчество с лица России, но, как и обычное православие, оно сумело выжить подпольно. Нынешняя выставка подготовлена как раз по инициативе митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Но не стоит из-за этого считать, что этот проект интересен лишь тем, кто принадлежит к ее лону. Несмотря на гонения, значение старообрядчества для русской культуры, в том числе изобразительного искусства, огромно, и настоящее осмысление этого процесса только предстоит.

Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Официальное патриаршество «очистило» русскую иконопись от необычных сюжетов, возникших за века ее самостоятельного существования, и возвратило ее к греческим истокам — а старообрядцы сохранили наше самобытное и развили его. Петр I запретил монахам «писать в келиях», и так исчезло искусство русских иллюминированных рукописей — но не у старообрядцев, которые продолжали создавать потрясающие книги вплоть до ХХ века. И это лишь несколько примеров. Недаром именно старообрядческое искусство сейчас приковывает пристальное внимание частных коллекционеров и охотников за редкостями.

На выставку в Коломенском, помимо частных собирателей, свои экспонаты предоставили ведущие музеи и архивы страны: Третьяковская галерея, Русский музей, Музеи Московского Кремля, Российский государственный архив древних актов и Российская государственная библиотека, а также Музей истории религии, Дом русского зарубежья, музеи Серпухова и Самары. Всего это около 400 предметов, охватывающих период со времен протопопа Аввакума до наших дней (современная представительница старообрядчества, сибирская отшельница Агафья Лыкова — второй персонаж, чье имя вынесено в название проекта).

Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Многие из выставленных предметов зрители увидят впервые. Помимо икон, рукописей и печатных книг (отметим Трезвоны и Четьи минеи выговские), декоративно-прикладного искусства, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы «провинциального портрета». Две старообрядческие моленные, располагавшиеся неподалеку от Коломенского, были перенесены в фонды музея целиком. Теперь оба комплекса предметов предстанут целиком на выставке. Будут и этюды Василия Сурикова для «Боярыни Морозовой», первого произведения, с которого для многих начинается знакомство со старообрядчеством.  

Московский государственный объединенный музей-заповедник, усадьба Коломенское
«От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+