18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Коломенском показывают образы старой веры — от протопопа Аввакума до Агафьи Лыковой

Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Икона «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Между 1805 и 1814 гг. Фрагмент. Собрание Григория Лепса.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

На выставке «Наследие старообрядчества» собрано около 400 предметов. Помимо икон, рукописей и печатных книг, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы провинциального портрета

Выставка во Дворце Алексея Михайловича приурочена к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, писателя и религиозного деятеля, ярого противника церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Когда по их инициативе в середине XVII века была проведена унификация русского православия с константинопольским, многие с ней не согласились. Это сопротивление изменению церковного канона привело к расколу, так возникло старообрядчество — религиозное течение, объединившее тех, кто остался верен «древней» вере. Они окончательно обособились от государства, когда сын Алексея Петр I начал радикальную европеизацию страны. Император, считавшийся старообрядцами Антихристом, не смог их победить, не смогли этого и его преемники, а в XIX веке в Российской империи старообрядцы благодаря своей основательности и предприимчивости приобрели большое влияние в купеческих кругах, изменив и нашу промышленность, и культуру (через меценатство). Это были Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Рахмановы… И лишь революция, беспощадная ко всем, почти стерла старообрядчество с лица России, но, как и обычное православие, оно сумело выжить подпольно. Нынешняя выставка подготовлена как раз по инициативе митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Но не стоит из-за этого считать, что этот проект интересен лишь тем, кто принадлежит к ее лону. Несмотря на гонения, значение старообрядчества для русской культуры, в том числе изобразительного искусства, огромно, и настоящее осмысление этого процесса только предстоит.

Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898 г.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Официальное патриаршество «очистило» русскую иконопись от необычных сюжетов, возникших за века ее самостоятельного существования, и возвратило ее к греческим истокам — а старообрядцы сохранили наше самобытное и развили его. Петр I запретил монахам «писать в келиях», и так исчезло искусство русских иллюминированных рукописей — но не у старообрядцев, которые продолжали создавать потрясающие книги вплоть до ХХ века. И это лишь несколько примеров. Недаром именно старообрядческое искусство сейчас приковывает пристальное внимание частных коллекционеров и охотников за редкостями.

На выставку в Коломенском, помимо частных собирателей, свои экспонаты предоставили ведущие музеи и архивы страны: Третьяковская галерея, Русский музей, Музеи Московского Кремля, Российский государственный архив древних актов и Российская государственная библиотека, а также Музей истории религии, Дом русского зарубежья, музеи Серпухова и Самары. Всего это около 400 предметов, охватывающих период со времен протопопа Аввакума до наших дней (современная представительница старообрядчества, сибирская отшельница Агафья Лыкова — второй персонаж, чье имя вынесено в название проекта).

Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Агафья Карповна Лыкова. Снимок В.М.Пескова. 1980-е гг. Собрание М.А.Максимова.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Многие из выставленных предметов зрители увидят впервые. Помимо икон, рукописей и печатных книг (отметим Трезвоны и Четьи минеи выговские), декоративно-прикладного искусства, большой интерес представляют портреты купцов и наставников XVIII–XX веков, в том числе прекрасные образцы «провинциального портрета». Две старообрядческие моленные, располагавшиеся неподалеку от Коломенского, были перенесены в фонды музея целиком. Теперь оба комплекса предметов предстанут целиком на выставке. Будут и этюды Василия Сурикова для «Боярыни Морозовой», первого произведения, с которого для многих начинается знакомство со старообрядчеством.  

Московский государственный объединенный музей-заповедник, усадьба Коломенское
«От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+