18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Сюрреалистическая встреча Дали и Фрейда состоялась вновь на выставке в Вене

Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929.
Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Проект в Нижнем Бельведере «Дали — Фрейд. Одержимость» рассказывает историю встречи художника и изобретателя психоанализа, произошедшую 19 июля 1938 года в Лондоне, за год до начала Второй мировой войны, и сильно повлиявшую на творчество сюрреалиста

Отнюдь не удивительно, что встреча испанского художника Сальвадора Дали и австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда стала выдающимся событием. Она произошла в Лондоне 19 июля 1938 года — за год до того, как в Европе разразилась война. Этой встрече мастера-сюрреалиста и изобретателя психоанализа посвящена выставка в Нижнем Бельведере в Вене.

Директор музея Стелла Роллинг отмечает, что их разделяли «не только разница в возрасте в 48 лет и языковой барьер, но и диаметрально противоположные взгляды на искусство». Зато оба питали «глубокий интерес к человеческой психике, ее глубинам и тайнам».

В юности Дали читал «Толкование сновидений», и Фрейд, наряду с Пабло Пикассо, был для него своего рода фигурой отца. Он долгое время мечтал познакомиться с великим австрийским психиатром.

Фрейд бежал из Вены после захвата Австрии нацистами в 1938 году и поселился в Примроуз-Хилл на севере Лондона. Дали узнал о его спешном отъезде, когда ужинал улитками. Рассказывают, что он прокричал на весь ресторан: «Череп Фрейда — улитка!»

Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне. Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне.
Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022

Прибыв в Лондон из Парижа, Дали договорился о встрече с великим ученым через своего покровителя (и, возможно, любовника) Эдварда Джеймса и австрийского писателя Стефана Цвейга, также покинувшего родину с приходом к власти нацистов. Подъехав к лондонскому особняку Фрейда, художник заметил во дворе велосипед. На седле лежала грелка, а на ней сидела живая улитка.

Дали привез с собой одну из недавно написанных картин, «Метаморфозы Нарцисса» (1937), чтобы показать ее психоаналитику. Во время этой долгожданной встречи они общались на французском и обнаружили, что им практически нечего сказать друг другу. Позднее художник вспоминал: «Вопреки моим надеждам, говорили мы мало, но буквально пожирали друг друга глазами». Он сосредоточился на создании портрета Фрейда с черепом в форме улитки.

Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937. Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022
Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937.
Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022

Эдвард Джеймс, также присутствовавший на встрече, вспоминал, что для него она стала «очень трогательным опытом». Восьмидесятидвухлетний Фрейд был «восхитителен» и «полон жизни, хотя время от времени и терял нить разговора из-за того, что в последнее время стал несколько туг на ухо». Что же касается Дали, то он выглядел «очень вдохновленным, его глаза буквально сияли, когда он делал набросок к портрету изобретателя психоанализа». Этот рисунок из коллекции лондонского Музея Фрейда представлен на выставке в Бельведере.

Пока Дали был поглощен рисованием, Фрейд шепнул Джеймсу: «Этот мальчик похож на фанатика. Если они все так выглядят, то нет ничего удивительного в том, что в Испании идет гражданская война». А увидев «Метаморфозы Нарцисса», отметил, что было бы «очень интересно проанализировать, что привело к созданию такой картины». К сожалению, это полотно, входящее в собрание Тейт Модерн, не удалось включить в венскую выставку, поскольку сейчас оно находится в Музее Мунка в Осло на выставке, посвященной связям между сюрреализмом и символизмом («Дикий взгляд», до 8 мая).

Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость». Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects
Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость».
Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects

Тем не менее организаторам удалось привезти в Бельведер отличную подборку из 20 картин Сальвадора Дали, в том числе «Мрачную игру» (1929) и «Лебедей, отраженных в слонах» (1937). В экспозиции также представлены графические работы и документальные материалы, рассказывающие об обстоятельствах, связанных с легендарной встречей двух великих людей ХХ века.  

Нижний Бельведер
«Дали — Фрейд. Одержимость»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+