18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Археологи обнаружили в китайской провинции Шаньдун самый древний в мире чай

Остатки самой древней в мире чайной заварки. Фото: Shandong University
Остатки самой древней в мире чайной заварки.
Фото: Shandong University
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Напиток на основе чайных листьев был изготовлен более двух тысячелетий назад. Это удалось выяснить в результате анализа содержимого фарфоровой чашки, найденной во время раскопок в царской гробнице

В Китае нашли древнейшие остатки чайной заварки, которые удалось датировать 453–410 годами до н.э. благодаря совместному исследованию архео­логов из Шаньдунского университета и ученых из Пекинского научно-технического университета. Остатки чайных листьев возрастом 2,4 тыс. лет обнаружили в царской гробнице в городе Цзоучэн в провинции Шаньдун. В период с 614 по 218 год до н.э. здесь располагалась столица древнего царства Чжоу.

Археологи предположили, что растительный материал на поверхности фарфоровой чашки может быть чаем. Ученые проанализировали находку, сравнив ее с современным чаем при помощи инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье и газовой хроматографии — масс-спектрометрии. Исследование подтвердило, что речь идет о древних чайных листьях.

Директор археологического проекта и соавтор исследования профессор Ван Цин рассказывает, что захоронение принадлежит императрице из династии Чжоу и расположено рядом с захоронением императора. Эти погребальные камеры подвергались разграблениям еще со времен династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.), поэтому, по словам ученого, «до наших дней дошло лишь небольшое число артефактов». Однако недавно обнаруженные изделия из нефрита «помогли установить период», к которому относятся захоронения.

Чайная чашка из гробницы в Шаньдуне. V в. до н.э. Фото: Shandong University
Чайная чашка из гробницы в Шаньдуне. V в. до н.э.
Фото: Shandong University

Вероятнее всего, древние чайные листья и предметы из фарфора, обнаруженные в гробнице, были произведены не в Шаньдуне. Профессор Ван Цин говорит, что в царстве Чжоу отсутствовали технологии создания подобных сосудов. Зато их форма и структура соответствуют характеристикам фарфора из южного царства Юэ. Ученые делают вывод, что императрица была родом из Юэ и вышла замуж за правителя северного царства. Чай и чашки были привезены из ее родных мест.

Хотя и в Южном Китае не находили чай этого периода. Ван Цин объясняет, что образец из Шаньдуна был «лучше защищен от разложения благодаря перевернутой чашке, которая не давала воздуху проникать внутрь, а также благодаря более низкой кислотности северной почвы». Возникла гипотеза, что «похожая посуда, обнаруженная в гробнице императора Юэ, тоже использовалась для чая».

Исследователи уверены, что новые находки помогут лучше понять историю чая и культурного обмена между регионами. Прежде самым древним свидетельством существования этого напитка считались окаменелые чайные листья возрастом 2,1 тыс. лет, найденные в 2005 году в гробнице императора Цзин из династии Хань. Окончательно подтвердить, что речь идет именно о чае, удалось лишь в 2015 году.  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+