18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стиль высших достижений: ар-деко в картинках, описаниях и рассуждениях

Вопрос о стиле ар-деко в СССР остается дискуссионным, что не мешает причислять к нему объекты вроде станции метро «Маяковская». Фото: Wikimedia Commons
Вопрос о стиле ар-деко в СССР остается дискуссионным, что не мешает причислять к нему объекты вроде станции метро «Маяковская».
Фото: Wikimedia Commons
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

О генезисе и различных аспектах этого международного стиля новое издание рассказывает ярко и доходчиво. В том числе на примерах из советского времени, насчет которого так до конца и не понятно — было у нас свое ар-деко или не было

Стиль невероятно популярный, в том числе в России, ар-деко, вероятно, главное художественное воплощение гедонизма в современной культуре. Его элементы время от времени вновь обретают актуальность в моде, дизайне интерьеров и даже строительстве, однако подавляющее большинство изданий о нем — переводные.

До сих пор единственным фундаментальным исследованием этой темы в России остается «Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции» Татьяны Малининой, которая подробно рассматривает французский и американский варианты стиля, а также вопрос существования его советского аналога. Все прочие публикации фокусировались на различных аспектах той же темы. Например, на взаимосвязи ар-деко и модернистских художественных течений во Франции (Алексей Петухов).

Печёнкин И. «Ар-деко. Стиль как достижение». М.: Sminex, 2021. 132 c.
Печёнкин И. «Ар-деко. Стиль как достижение». М.: Sminex, 2021. 132 c.

Тем более важной представляется предпринятая историком архитектуры Ильей Печенкиным попытка обобщить данные о генезисе стиля, специфике его региональных вариантов и вновь вернуться к мифу о советском ар-деко. Научно-популярный характер издания тут работает только в плюс: кажется, автор нашел интонацию, позволяющую рассказать не только о явлении в истории искусства, но и — шире — об эпохе между двумя мировыми войнами. «Феномен ар-деко неотделим от истории достижений минувшего века, открывшего новое понимание пространства (при помощи океанских лайнеров, воздухоплавания, поездов и автомобилей), преодолевшего притяжение земли (одновременно посредством высотных конструкций, цеппелинов и аэропланов), осознавшего глобальность цивилизации и утопичность идеи прогресса», — пишет Печенкин во вводной части книги.

В первой главе он отмечает множественность и интернациональность истоков стиля; во второй подробно описывает Международную выставку декоративных искусств 1925 года в Париже, которая и дала название самому стилю; в третьей рассказывает о том, как достижения, представленные на той выставке, уже в следующем году оказались в США. Далее Печенкин рассуждает о том, как при идеологической несовместимости и отсутствии в СССР социальной почвы для ар-деко (стиля, возникшего как союз художника с промышленником и коммерсантом во имя прославления идей комфорта и роскоши) его элементы все-таки проникли в советскую архитектуру и отчасти в живопись.

Элементы интерьера небоскреба Carbide & Carbon Building в Чикаго. Фото: Wikimedia Commons
Элементы интерьера небоскреба Carbide & Carbon Building в Чикаго.
Фото: Wikimedia Commons

Отдельные врезы в книге посвящены различным аспектам художественной культуры эпохи: модная иллюстрация Романа Тыртова (Эрте) и искусство «родоначальницы гламура» Тамары Лемпицка, кинематограф, джаз, мода и другие явления. Очень важно наблюдение Ильи Печенкина о том, что ар-деко «крайне проблематично считать стилем в классическом понимании: слишком широка палитра форм, приемов, сюжетов и задействованных материалов, слишком неопределима структура и иерархия этого стиля». Он предлагает говорить об особом вкусе «к геометрической чистоте большой формы, монументальность которой дополнительно подчеркивалась изысканно-тонким орнаментом; контрастным сопоставлением полированных поверхностей с разнообразными фактурами и инкрустациями».

Этот подход позволяет обосновать появление несколько спорного раздела «Вместо заключения. Почему ар-деко с нами», который объясняет неувядающую популярность стиля, в том числе у девелоперов. Немаловажная деталь: книга издана девелоперской компанией Sminex, очевидно, как часть пиар-кампании ЖК «Достижение», которому посвящена статья в самом начале. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+