18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Смитсоновский институт собирается вернуть Нигерии бенинские бронзы

Одна из Бенинских бронз XVI-XVII веков. Фото: National Museum of African Art
Одна из Бенинских бронз XVI-XVII веков.
Фото: National Museum of African Art

Чтобы это произошло, соглашение о реституции должен одобрить попечительский совет музея

Смитсоновский институт в Вашингтоне согласился вернуть большую часть находящихся в его собрании бенинских бронз в Нигерию в рамках большого соглашения о реституции, подав тем самым пример другим мировым музеям.

По информации The Washington Post, Смитсоновский институт будет координировать возврат с нигерийской Национальной комиссией по делам музеев и памятников. Ожидается, что соглашение будет подписано уже этой весной. Ссылаясь на представительницу музея, The New York Times уточняет, что в Нигерию вернется большая часть из 39 бронз, однако установить провенанс некоторых из объектов пока что не удалось. Принципиально важно, что для возврата бронз необходимо, чтобы попечительский совет Смитсоновского института дал добро на их списание из коллекции.

По состоянию на начало 2021 года в экспозиции Национального музея африканского искусства в Вашингтоне, входящего в состав Смитсоновского института, находился 21 объект из Бенинского царства. Согласно электронной базе данных музея, в его коллекции находится 38 объектов, вывезенных из Бенина. Примерно половина их них — в том числе несколько пластин, голов и фигур — были захвачены во время карательной экспедиции 1897 года, когда британские военные разграбили королевский дворец. Исследование провенанса других объектов еще не завершено.

Бенинская бронза XVI-XVII веков из коллекции Смитсоновского института. Фото:National Museum of African Art
Бенинская бронза XVI-XVII веков из коллекции Смитсоновского института.
Фото: National Museum of African Art

Помощник секретаря по делам музеев и культуры Смитсоновского института Кевин Говер рассказал The New York Times, что бронзы должны войти в экспозицию Национального музея Бенина в Бенин-Сити, но при этом некоторые произведения, возможно, останутся в Вашингтоне на условиях долгосрочной аренды. Программа долгосрочного сотрудничества между Смитсоновским институтом и Национальной комиссией по делам музеев и памятников также предусматривает организацию совместных выставок и образовательных программ. Тем временем основанная Смитсоновским институтом рабочая группа по делам этических возвратов разрабатывает общую для всей институции политику в области реституций.

Все больше музеев выражают готовность вернуть артефакты, захваченные британскими войсками в 1897 году (общее название «бенинские бронзы» включает изделия, изготовленные не только из бронзы, но и из слоновой кости и латуни). Так, в минувшем ноябре нью-йоркский Метрополитен-музей согласовал с Национальной комиссией по делам музеев и памятников возврат трех бенинских объектов.

Такое развитие событий в очередной раз обращает внимание на положение Британского музея, в собрании которого находятся около 900 артефактов из Бенина. Принятый в 1963 году закон запрещает Британскому музею изымать произведения из своей коллекции. Тем не менее институция ведет с

правительством Нигерии переговоры о предоставлении бенинских объектов во временное пользование строящемуся Музею западноафриканского искусства Эдо в Бенин-Сити в рамках совместной инициативы европейских институций, известной как Benin Dialogue Group.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+