18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектор из Буркина-Фасо стал лауреатом Прицкеровской премии

Архитектор Дьебедо Франсис Кере. Фото: Lars Borges/Сourtesy of the Pritzker Architecture Prize
Архитектор Дьебедо Франсис Кере.
Фото: Lars Borges/Сourtesy of the Pritzker Architecture Prize

Дьебедо Франсис Кере — первый темнокожий лауреат за более чем 40-летнюю историю Прицкеровской премии, главной награды архитектурного мира. Он начал карьеру с того, что построил школу в родном городке

Дьебедо Франсис Кере родился в 1965 году в городке Гандо в Буркина-Фасо, где даже не было начальной школы, и он оказался первым ребенком из этой общины, кого отправили учиться в соседний Тенкодого. Школа из бетонных блоков без вентиляции и света, где дети в сильнейшую жару просиживали часами на уроках, произвела на него неизгладимое впечатление, и уже тогда он начал мечтать о том, чтобы построить здание получше. В 20 лет он отправился учиться столярному делу в Берлин, а потом поступил в Технический университет и окончил его уже с дипломом архитектора. Франсис Кере основал благотворительный фонд «Школьные здания для Гандо», и в результате в 2001 году на родине архитектора была построена школа — под его руководством, но руками местных жителей, с использованием традиционных материалов, но с современной инженерной системой.

Здание школы в Гандо. Фото: Сourtesy of Erik-Jan Ouwerkerk
Здание школы в Гандо.
Фото: Сourtesy of Erik-Jan Ouwerkerk

Успех этой идеи и полученные за здание награды позволили Кере основать свое бюро, которое начало строить школы и больницы по всей Буркина-Фасо, а также в Кении, Мозамбике и Уганде. И это были не просто постройки, а создание новых рабочих мест и помощь нуждающимся. «Мы должны бороться за то, чтобы улучшить качество жизни людей», — говорит архитектор.

Помимо африканских стран, Кере активно работает в Европе: Германии, Дании, Италии, Швейцарии, — и в США. Он получил важные заказы на реконструкцию исторических зданий Национальных ассамблей в Буркина-Фасо и Бенине, был отмечен разными наградами.

СПРАВКА
Что такое Прицкеровская премия

Премия, которую называют «архитектурным Нобелем», была учреждена в 1979 году в Чикаго семьей Прицкер, владельцами сети отелей Hyatt. Лауреаты получают $100 тыс. и бронзовую медаль со словами Витрувия о важнейших принципах архитектуры — firmitas, utilitas, venustas. Церемония награждения проходит в выдающихся архитектурных сооружениях по всему свету. Например, одна из церемоний, когда награждали Заху Хадид, проводилась в 2004 году в петербургском Эрмитаже.

Еще…

Жюри Прицкеровской премии во главе с чилийским архитектором Алехандро Аравеной не поскупилось на похвалы Кере: «Франсис Кере нашел блестящие, вдохновляющие и революционные способы ответить на вопросы, стоящие перед современной архитектурой. Его чувствительность к культурным традициям не только восстанавливает социальную и экологическую справедливость, но и направляет всю его деятельность. Он знает изнутри, что архитектура — это не объект, а цель, не результат, а процесс».

Временный павильон галереи Serpentine в Лондоне. Фото: Iwan Baan
Временный павильон галереи Serpentine в Лондоне.
Фото: Iwan Baan

Особо отмечен выразительный и изобретательный архитектурный язык Кере, хорошо приспособленный к конкретному климату и месту. Это двойные крыши, ветряные башни, рассеянный свет, перекрестная вентиляция и теневые камеры (вместо обычных окон, дверей и колонн). И эти функциональные решения являются архитектурными достоинствами: традиционное тут становится современным, локальное — универсальным, считает жюри.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+