Архитектор из Буркина-Фасо стал лауреатом Прицкеровской премии

Архитектор Дьебедо Франсис Кере. Фото: Lars Borges/Сourtesy of the Pritzker Architecture Prize
Архитектор Дьебедо Франсис Кере.
Фото: Lars Borges/Сourtesy of the Pritzker Architecture Prize

Дьебедо Франсис Кере — первый темнокожий лауреат за более чем 40-летнюю историю Прицкеровской премии, главной награды архитектурного мира. Он начал карьеру с того, что построил школу в родном городке

Дьебедо Франсис Кере родился в 1965 году в городке Гандо в Буркина-Фасо, где даже не было начальной школы, и он оказался первым ребенком из этой общины, кого отправили учиться в соседний Тенкодого. Школа из бетонных блоков без вентиляции и света, где дети в сильнейшую жару просиживали часами на уроках, произвела на него неизгладимое впечатление, и уже тогда он начал мечтать о том, чтобы построить здание получше. В 20 лет он отправился учиться столярному делу в Берлин, а потом поступил в Технический университет и окончил его уже с дипломом архитектора. Франсис Кере основал благотворительный фонд «Школьные здания для Гандо», и в результате в 2001 году на родине архитектора была построена школа — под его руководством, но руками местных жителей, с использованием традиционных материалов, но с современной инженерной системой.

Здание школы в Гандо. Фото: Сourtesy of Erik-Jan Ouwerkerk
Здание школы в Гандо.
Фото: Сourtesy of Erik-Jan Ouwerkerk

Успех этой идеи и полученные за здание награды позволили Кере основать свое бюро, которое начало строить школы и больницы по всей Буркина-Фасо, а также в Кении, Мозамбике и Уганде. И это были не просто постройки, а создание новых рабочих мест и помощь нуждающимся. «Мы должны бороться за то, чтобы улучшить качество жизни людей», — говорит архитектор.

Помимо африканских стран, Кере активно работает в Европе: Германии, Дании, Италии, Швейцарии, — и в США. Он получил важные заказы на реконструкцию исторических зданий Национальных ассамблей в Буркина-Фасо и Бенине, был отмечен разными наградами.

СПРАВКА
Что такое Прицкеровская премия

Премия, которую называют «архитектурным Нобелем», была учреждена в 1979 году в Чикаго семьей Прицкер, владельцами сети отелей Hyatt. Лауреаты получают $100 тыс. и бронзовую медаль со словами Витрувия о важнейших принципах архитектуры — firmitas, utilitas, venustas. Церемония награждения проходит в выдающихся архитектурных сооружениях по всему свету. Например, одна из церемоний, когда награждали Заху Хадид, проводилась в 2004 году в петербургском Эрмитаже.

Еще…

Жюри Прицкеровской премии во главе с чилийским архитектором Алехандро Аравеной не поскупилось на похвалы Кере: «Франсис Кере нашел блестящие, вдохновляющие и революционные способы ответить на вопросы, стоящие перед современной архитектурой. Его чувствительность к культурным традициям не только восстанавливает социальную и экологическую справедливость, но и направляет всю его деятельность. Он знает изнутри, что архитектура — это не объект, а цель, не результат, а процесс».

Временный павильон галереи Serpentine в Лондоне. Фото: Iwan Baan
Временный павильон галереи Serpentine в Лондоне.
Фото: Iwan Baan

Особо отмечен выразительный и изобретательный архитектурный язык Кере, хорошо приспособленный к конкретному климату и месту. Это двойные крыши, ветряные башни, рассеянный свет, перекрестная вентиляция и теневые камеры (вместо обычных окон, дверей и колонн). И эти функциональные решения являются архитектурными достоинствами: традиционное тут становится современным, локальное — универсальным, считает жюри.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+