Архитектор из Буркина-Фасо стал лауреатом Прицкеровской премии

Архитектор Дьебедо Франсис Кере. Фото: Lars Borges/Сourtesy of the Pritzker Architecture Prize
Архитектор Дьебедо Франсис Кере.
Фото: Lars Borges/Сourtesy of the Pritzker Architecture Prize

Дьебедо Франсис Кере — первый темнокожий лауреат за более чем 40-летнюю историю Прицкеровской премии, главной награды архитектурного мира. Он начал карьеру с того, что построил школу в родном городке

Дьебедо Франсис Кере родился в 1965 году в городке Гандо в Буркина-Фасо, где даже не было начальной школы, и он оказался первым ребенком из этой общины, кого отправили учиться в соседний Тенкодого. Школа из бетонных блоков без вентиляции и света, где дети в сильнейшую жару просиживали часами на уроках, произвела на него неизгладимое впечатление, и уже тогда он начал мечтать о том, чтобы построить здание получше. В 20 лет он отправился учиться столярному делу в Берлин, а потом поступил в Технический университет и окончил его уже с дипломом архитектора. Франсис Кере основал благотворительный фонд «Школьные здания для Гандо», и в результате в 2001 году на родине архитектора была построена школа — под его руководством, но руками местных жителей, с использованием традиционных материалов, но с современной инженерной системой.

Здание школы в Гандо. Фото: Сourtesy of Erik-Jan Ouwerkerk
Здание школы в Гандо.
Фото: Сourtesy of Erik-Jan Ouwerkerk

Успех этой идеи и полученные за здание награды позволили Кере основать свое бюро, которое начало строить школы и больницы по всей Буркина-Фасо, а также в Кении, Мозамбике и Уганде. И это были не просто постройки, а создание новых рабочих мест и помощь нуждающимся. «Мы должны бороться за то, чтобы улучшить качество жизни людей», — говорит архитектор.

Помимо африканских стран, Кере активно работает в Европе: Германии, Дании, Италии, Швейцарии, — и в США. Он получил важные заказы на реконструкцию исторических зданий Национальных ассамблей в Буркина-Фасо и Бенине, был отмечен разными наградами.

СПРАВКА
Что такое Прицкеровская премия

Премия, которую называют «архитектурным Нобелем», была учреждена в 1979 году в Чикаго семьей Прицкер, владельцами сети отелей Hyatt. Лауреаты получают $100 тыс. и бронзовую медаль со словами Витрувия о важнейших принципах архитектуры — firmitas, utilitas, venustas. Церемония награждения проходит в выдающихся архитектурных сооружениях по всему свету. Например, одна из церемоний, когда награждали Заху Хадид, проводилась в 2004 году в петербургском Эрмитаже.

Еще…

Жюри Прицкеровской премии во главе с чилийским архитектором Алехандро Аравеной не поскупилось на похвалы Кере: «Франсис Кере нашел блестящие, вдохновляющие и революционные способы ответить на вопросы, стоящие перед современной архитектурой. Его чувствительность к культурным традициям не только восстанавливает социальную и экологическую справедливость, но и направляет всю его деятельность. Он знает изнутри, что архитектура — это не объект, а цель, не результат, а процесс».

Временный павильон галереи Serpentine в Лондоне. Фото: Iwan Baan
Временный павильон галереи Serpentine в Лондоне.
Фото: Iwan Baan

Особо отмечен выразительный и изобретательный архитектурный язык Кере, хорошо приспособленный к конкретному климату и месту. Это двойные крыши, ветряные башни, рассеянный свет, перекрестная вентиляция и теневые камеры (вместо обычных окон, дверей и колонн). И эти функциональные решения являются архитектурными достоинствами: традиционное тут становится современным, локальное — универсальным, считает жюри.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+