18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историко-этнографический музей «Русская старина» обретет вторую жизнь

Музей «Русская старина». Фото: Ted.ns/Wikimedia Commons
Музей «Русская старина».
Фото: Ted.ns/Wikimedia Commons
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

В Смоленске воссоздают музей, основанный больше столетия назад княгиней Марией Тенишевой. Коллекция расположится в особняке, который в начале ХХ века был специально возведен для ее хранения и демонстрации

Известная меценатка Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928) вела свою культуртрегерскую деятельность не только в Петербурге, но и в провинции. Наиболее известное место, связанное с ее именем, — усадьба Талашкино (поселок Флёново в 18 км от Смоленска). Там уже долгое время располагается Историко-архитектурный комплекс «Теремок», филиал Смоленского государственного музея-заповедника. Теперь же руки музейщиков дошли до тенишевских достопримечательностей в самом Смоленске.

Речь идет об основанном княгиней историко-этнографическом музее «Русская старина», открывшемся в 1909 году. Он располагался в особняке, построенном в 1903–1905 годах в неорусском стиле по проекту художника Сергея Малютина; в проектировании приняли участие Виктор Васнецов и сама Тенишева. Кирпичные фасады, стилизованные под терем, украшены майоликами и до сих пор привлекают внимание всех, кто оказывается на улице, недавно пере­именованной в честь княгини. В 1911 году музей «Русская старина» формально стал филиалом Московского археологического института. К тому времени особняк вмещал около 10 тыс. экспонатов.

После революции в пряничном домике разместился Музей изобразительных искусств им. Н.К.Крупской, позже ставший Смоленской художественной галереей. В 2010 году галерея была переведена в более просторные помещения бывшего Александровского реального училища, а особняк на два года занял музей «Смоленский лен», тоже со временем переехавший — в Никольскую башню. Бывшая «Русская старина» наконец опустела, и стало возможным попробовать воскресить ее былую славу.

Затея эта выглядела, впрочем, проблематичной. Хотя состав коллекции Тенишевой — в основном декоративно-прикладное и народное искусство — хорошо известен по дореволюционным каталогам и фотографиям экспозиции, за сотню лет вещи рассеялись. Виновата, главным образом, Великая Отечественная война, в результате которой большая часть собрания оказалась утрачена. Наиболее пострадали коллекции фарфора, керамики, стекла, дерева и драгоценных металлов; почти полностью потеряны археологические артефакты; значительно поредело собрание икон.

Сохранившиеся экспонаты, к счастью, обретаются в фондах Смоленской художественной галереи. Именно они станут ядром воссозданного музея. В силу того, что и галерея, и «Русская старина» входят в состав Смоленского государственного музея-заповедника, перераспределить предметы удалось относительно безболезненно.

Открытка «Музей княгини М.К.Тенишевой в Смоленске». Около 1917 года. Фото: Wikimedia Commons
Открытка «Музей княгини М.К.Тенишевой в Смоленске». Около 1917 года.
Фото: Wikimedia Commons

Из прежних 10 тыс. экспонатов до наших дней дошло не более 4 тыс. Для экспонирования в воссозданном музее «Русская старина» отобрана половина — в расчет принимались преимущественно критерии художественного качества и сохранности. Все отобранные предметы призваны отражать тему нового филиала — это будет именно этнографический музей (хотя коллекция княгини была более разнородной).

Директор музея-заповедника Тамара Орлова рассказала нашему изданию, что воссоздание «Русской старины» — давняя мечта смоленских музейщиков. Речь об этом заходила сразу же после освобождения города от фашистов. «Все поколения сотрудников музея так или иначе шли к ее воплощению, занимались выявлением предметов, исследованием коллекции Тенишевой. Эта работа велась нами всегда!» — говорит Орлова. Однако по ряду причин идея оставалась невоплощенной. Проект приспособления здания под новую экспозицию был готов, по словам директора музея-заповедника, еще более десяти лет назад. С того времени и началось движение, очень постепенное, к реализации замысла.

Буквальное воссоздание изначальной версии невозможно — как из-за недостатка предметов, так и из-за колоссальных отличий современных принципов экспонирования от дореволюционных. Экспозицию решено делать на основе сегодняшних музейных установок. Появится тут и раздел, который при жизни княгини Тенишевой был немыслим: там будет рассказано о ее жизни и деятельности. Появится также центр изучения и пропаганды тенишевского наследия.

В особняке уже воссозданы утраченные интерьеры, установлены новые инженерные коммуникации, отремонтирована кровля. Ранее по инициативе губернатора Алексея Орловского на проведение ремонтных работ в здании было выделено около 22 млн руб. В декабре 2021 года еще приблизительно 4,5 млн руб. направлено на приобретение музейных витрин, отделку холла, оборудование гардероба, установку охранной системы. О точной дате открытия музея, по словам Орловой, пока говорить рано. «Мы планируем сделать это в течение 2022  ода», — сообщила она. 

Меценатский путь княгини Тенишевой

Илья Репин. «Портрет М.К.Тенишевой». 1896. Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Илья Репин. «Портрет М.К.Тенишевой». 1896.
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

Урожденная Мария Клавдиевна Пятковская появилась на свет в 1858 году в Санкт-Петербурге. Отец ее неизвестен (ходили слухи, что им был император Александр II); впоследствии ее мать вышла замуж за Морица фон Дезена, но в детстве Мария остро ощущала свое положение незаконнорожденной. Она рано вышла замуж, однако брак с Рафаилом Николаевым не сложился, и вскоре она вдвоем с маленькой дочерью отправилась в Париж обучаться вокалу.

Вернувшись в Россию, Мария официально подала на развод и в 1888 году переехала в Москву, мечтая о сценической карьере. Здесь она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым, богатым промышленником, и стала его женой. Супруги поселились в имении Хотылёво Орловской губернии. С этого времени стали проявляться просветительские наклонности княгини: она основала школу, ремесленное училище, открыла столовую и клуб для рабочих Бежицкого завода.

Меценатство стало главным делом ее жизни. В Петербурге она открыла рисовальную школу (там преподавал, в частности, Илья Репин); другая художественная школа была основана ею в Смоленске. Там же, в Смоленске, Тенишева учредила музей «Русская старина», а в близлежащем имении Талашкино устроила целый культурный кластер, который часто именовали тогда «русскими Афинами». Одно время вместе с Саввой Мамонтовым субсидировала издание журнала «Мир искусства», спонсировала ряд проектов Сергея Дягилева. После смерти мужа, в период первой русской революции, она уехала было в Париж, но вернулась в Россию. В 1918 году Тенишева вместе с лучшей подругой Екатериной Святополк-Четвертинской бежала в Париж, где скончалась десять лет спустя.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+