18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историко-этнографический музей «Русская старина» обретет вторую жизнь

Музей «Русская старина». Фото: Ted.ns/Wikimedia Commons
Музей «Русская старина».
Фото: Ted.ns/Wikimedia Commons
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

В Смоленске воссоздают музей, основанный больше столетия назад княгиней Марией Тенишевой. Коллекция расположится в особняке, который в начале ХХ века был специально возведен для ее хранения и демонстрации

Известная меценатка Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928) вела свою культуртрегерскую деятельность не только в Петербурге, но и в провинции. Наиболее известное место, связанное с ее именем, — усадьба Талашкино (поселок Флёново в 18 км от Смоленска). Там уже долгое время располагается Историко-архитектурный комплекс «Теремок», филиал Смоленского государственного музея-заповедника. Теперь же руки музейщиков дошли до тенишевских достопримечательностей в самом Смоленске.

Речь идет об основанном княгиней историко-этнографическом музее «Русская старина», открывшемся в 1909 году. Он располагался в особняке, построенном в 1903–1905 годах в неорусском стиле по проекту художника Сергея Малютина; в проектировании приняли участие Виктор Васнецов и сама Тенишева. Кирпичные фасады, стилизованные под терем, украшены майоликами и до сих пор привлекают внимание всех, кто оказывается на улице, недавно пере­именованной в честь княгини. В 1911 году музей «Русская старина» формально стал филиалом Московского археологического института. К тому времени особняк вмещал около 10 тыс. экспонатов.

После революции в пряничном домике разместился Музей изобразительных искусств им. Н.К.Крупской, позже ставший Смоленской художественной галереей. В 2010 году галерея была переведена в более просторные помещения бывшего Александровского реального училища, а особняк на два года занял музей «Смоленский лен», тоже со временем переехавший — в Никольскую башню. Бывшая «Русская старина» наконец опустела, и стало возможным попробовать воскресить ее былую славу.

Затея эта выглядела, впрочем, проблематичной. Хотя состав коллекции Тенишевой — в основном декоративно-прикладное и народное искусство — хорошо известен по дореволюционным каталогам и фотографиям экспозиции, за сотню лет вещи рассеялись. Виновата, главным образом, Великая Отечественная война, в результате которой большая часть собрания оказалась утрачена. Наиболее пострадали коллекции фарфора, керамики, стекла, дерева и драгоценных металлов; почти полностью потеряны археологические артефакты; значительно поредело собрание икон.

Сохранившиеся экспонаты, к счастью, обретаются в фондах Смоленской художественной галереи. Именно они станут ядром воссозданного музея. В силу того, что и галерея, и «Русская старина» входят в состав Смоленского государственного музея-заповедника, перераспределить предметы удалось относительно безболезненно.

Открытка «Музей княгини М.К.Тенишевой в Смоленске». Около 1917 года. Фото: Wikimedia Commons
Открытка «Музей княгини М.К.Тенишевой в Смоленске». Около 1917 года.
Фото: Wikimedia Commons

Из прежних 10 тыс. экспонатов до наших дней дошло не более 4 тыс. Для экспонирования в воссозданном музее «Русская старина» отобрана половина — в расчет принимались преимущественно критерии художественного качества и сохранности. Все отобранные предметы призваны отражать тему нового филиала — это будет именно этнографический музей (хотя коллекция княгини была более разнородной).

Директор музея-заповедника Тамара Орлова рассказала нашему изданию, что воссоздание «Русской старины» — давняя мечта смоленских музейщиков. Речь об этом заходила сразу же после освобождения города от фашистов. «Все поколения сотрудников музея так или иначе шли к ее воплощению, занимались выявлением предметов, исследованием коллекции Тенишевой. Эта работа велась нами всегда!» — говорит Орлова. Однако по ряду причин идея оставалась невоплощенной. Проект приспособления здания под новую экспозицию был готов, по словам директора музея-заповедника, еще более десяти лет назад. С того времени и началось движение, очень постепенное, к реализации замысла.

Буквальное воссоздание изначальной версии невозможно — как из-за недостатка предметов, так и из-за колоссальных отличий современных принципов экспонирования от дореволюционных. Экспозицию решено делать на основе сегодняшних музейных установок. Появится тут и раздел, который при жизни княгини Тенишевой был немыслим: там будет рассказано о ее жизни и деятельности. Появится также центр изучения и пропаганды тенишевского наследия.

В особняке уже воссозданы утраченные интерьеры, установлены новые инженерные коммуникации, отремонтирована кровля. Ранее по инициативе губернатора Алексея Орловского на проведение ремонтных работ в здании было выделено около 22 млн руб. В декабре 2021 года еще приблизительно 4,5 млн руб. направлено на приобретение музейных витрин, отделку холла, оборудование гардероба, установку охранной системы. О точной дате открытия музея, по словам Орловой, пока говорить рано. «Мы планируем сделать это в течение 2022  ода», — сообщила она. 

Меценатский путь княгини Тенишевой

Илья Репин. «Портрет М.К.Тенишевой». 1896. Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Илья Репин. «Портрет М.К.Тенишевой». 1896.
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

Урожденная Мария Клавдиевна Пятковская появилась на свет в 1858 году в Санкт-Петербурге. Отец ее неизвестен (ходили слухи, что им был император Александр II); впоследствии ее мать вышла замуж за Морица фон Дезена, но в детстве Мария остро ощущала свое положение незаконнорожденной. Она рано вышла замуж, однако брак с Рафаилом Николаевым не сложился, и вскоре она вдвоем с маленькой дочерью отправилась в Париж обучаться вокалу.

Вернувшись в Россию, Мария официально подала на развод и в 1888 году переехала в Москву, мечтая о сценической карьере. Здесь она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым, богатым промышленником, и стала его женой. Супруги поселились в имении Хотылёво Орловской губернии. С этого времени стали проявляться просветительские наклонности княгини: она основала школу, ремесленное училище, открыла столовую и клуб для рабочих Бежицкого завода.

Меценатство стало главным делом ее жизни. В Петербурге она открыла рисовальную школу (там преподавал, в частности, Илья Репин); другая художественная школа была основана ею в Смоленске. Там же, в Смоленске, Тенишева учредила музей «Русская старина», а в близлежащем имении Талашкино устроила целый культурный кластер, который часто именовали тогда «русскими Афинами». Одно время вместе с Саввой Мамонтовым субсидировала издание журнала «Мир искусства», спонсировала ряд проектов Сергея Дягилева. После смерти мужа, в период первой русской революции, она уехала было в Париж, но вернулась в Россию. В 1918 году Тенишева вместе с лучшей подругой Екатериной Святополк-Четвертинской бежала в Париж, где скончалась десять лет спустя.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+