18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гений в расцвете творческих сил: портрет Пабло Пикассо с тенями и полутонами

Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Фрагмент. Фото: Сenter Pompidou
Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Фрагмент.
Фото: Сenter Pompidou
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Политика и бурная личная жизнь — прежде всего этими двумя факторами определялись события, подробно изложенные в четвертом томе биографического повествования о Пикассо, последней исследовательской работе Джона Ричардсона

Четвертый том «Жизни Пикассо» Джона Ричардсона открывается такими словами: «Из всех проблем, тревоживших Пикассо в конце 1932 года, главными были невзгоды в семейной жизни с русской женой Ольгой». Начавшись с этой фразы, безо всякого предисловия, повествование определяет тот конфликт, в котором пребывал художник накануне своего 50-летия — и в один из самых тревожных периодов европейской истории.

Как и в предыдущих томах, в центре внимания Ричардсона — интимный мир Пикассо, в котором творчество тесно связано с сексуальной активностью. В эти «годы Минотавра» (подзаголовок тома намекает на повторяющийся образ, который для художника воплощал разрушительную силу природы) в лабиринте Пикассо присутствовала не только Ольга Хохлова, но и юная Мария-Тереза Вальтер, и «политически подкованная» Дора Маар. Он метался между ними, черпая энергию от каждой и нанося взамен непредумышленные душевные раны.

John Richardson. A Life of Picasso IV: The Minotaur Years. 1932–1943. Knopf. 320 с.: 271 цв. ил. $40. На английском языке
John Richardson. A Life of Picasso IV: The Minotaur Years. 1932–1943. Knopf. 320 с.: 271 цв. ил. $40. На английском языке

Жестокая гражданская вой­на в Испании (во время которой Пикассо заочно стал директором Прадо), падение Франции и оккупация Парижа в 1940 году — все указывало на приближение еще более ужасных событий. Между тем после окончания работы над «Герникой» в 1937 году слава Пикассо была такова, что в статье, сопровождавшей появление его фотопортрета на обложке американского журнала Time, заявлялось: его имя — единственное, что знают миллионы о современном искусстве, и «оно им не нравится». Из такого рода эпизодов в книге складывается довольно развернутая панорама событий того времени.

Пабло Пикассо. «Читающая женщина». 1920. Фото: Musée de Grenoble
Пабло Пикассо. «Читающая женщина». 1920.
Фото: Musée de Grenoble

Четвертому тому необходима была привязка к тому предыдущему, который вышел еще в 2007 году. Это привело к буквальному повторению в новом издании прежнего эпилога. В целом в «Годах Минотавра» рассказывается о том, что читателю, возможно, уже известно, но передается все это с большой живостью — здесь краткие главы, острые суждения и порой язвительные комментарии. Книга содержит результаты 60-летних размышлений, бесед и раздумий о художнике, подкрепленных подробным обзором, изучением и исследованием его жизни шаг за шагом.

Делясь мнением о биографии Пикассо, написанной Роландом Пенроузом, Ричардсон в интервью 2012 года сказал: «Единственное, что я подвергаю критике, — это то, что портрет оказался без теней». И хотя работа самого Ричардсона осталась незавершенной из-за его кончины в 2019 году, в ней как раз присутствуют тени. Здесь даже можно усмотреть намерение, пользуясь словами Алисы Раон, еще одной брошенной возлюбленной Пикассо, «разболтать все наши секреты, пока не стало слишком поздно». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+