18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Гений в расцвете творческих сил: портрет Пабло Пикассо с тенями и полутонами

Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Фрагмент. Фото: Сenter Pompidou
Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Фрагмент.
Фото: Сenter Pompidou
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Политика и бурная личная жизнь — прежде всего этими двумя факторами определялись события, подробно изложенные в четвертом томе биографического повествования о Пикассо, последней исследовательской работе Джона Ричардсона

Четвертый том «Жизни Пикассо» Джона Ричардсона открывается такими словами: «Из всех проблем, тревоживших Пикассо в конце 1932 года, главными были невзгоды в семейной жизни с русской женой Ольгой». Начавшись с этой фразы, безо всякого предисловия, повествование определяет тот конфликт, в котором пребывал художник накануне своего 50-летия — и в один из самых тревожных периодов европейской истории.

Как и в предыдущих томах, в центре внимания Ричардсона — интимный мир Пикассо, в котором творчество тесно связано с сексуальной активностью. В эти «годы Минотавра» (подзаголовок тома намекает на повторяющийся образ, который для художника воплощал разрушительную силу природы) в лабиринте Пикассо присутствовала не только Ольга Хохлова, но и юная Мария-Тереза Вальтер, и «политически подкованная» Дора Маар. Он метался между ними, черпая энергию от каждой и нанося взамен непредумышленные душевные раны.

John Richardson. A Life of Picasso IV: The Minotaur Years. 1932–1943. Knopf. 320 с.: 271 цв. ил. $40. На английском языке
John Richardson. A Life of Picasso IV: The Minotaur Years. 1932–1943. Knopf. 320 с.: 271 цв. ил. $40. На английском языке

Жестокая гражданская вой­на в Испании (во время которой Пикассо заочно стал директором Прадо), падение Франции и оккупация Парижа в 1940 году — все указывало на приближение еще более ужасных событий. Между тем после окончания работы над «Герникой» в 1937 году слава Пикассо была такова, что в статье, сопровождавшей появление его фотопортрета на обложке американского журнала Time, заявлялось: его имя — единственное, что знают миллионы о современном искусстве, и «оно им не нравится». Из такого рода эпизодов в книге складывается довольно развернутая панорама событий того времени.

Пабло Пикассо. «Читающая женщина». 1920. Фото: Musée de Grenoble
Пабло Пикассо. «Читающая женщина». 1920.
Фото: Musée de Grenoble

Четвертому тому необходима была привязка к тому предыдущему, который вышел еще в 2007 году. Это привело к буквальному повторению в новом издании прежнего эпилога. В целом в «Годах Минотавра» рассказывается о том, что читателю, возможно, уже известно, но передается все это с большой живостью — здесь краткие главы, острые суждения и порой язвительные комментарии. Книга содержит результаты 60-летних размышлений, бесед и раздумий о художнике, подкрепленных подробным обзором, изучением и исследованием его жизни шаг за шагом.

Делясь мнением о биографии Пикассо, написанной Роландом Пенроузом, Ричардсон в интервью 2012 года сказал: «Единственное, что я подвергаю критике, — это то, что портрет оказался без теней». И хотя работа самого Ричардсона осталась незавершенной из-за его кончины в 2019 году, в ней как раз присутствуют тени. Здесь даже можно усмотреть намерение, пользуясь словами Алисы Раон, еще одной брошенной возлюбленной Пикассо, «разболтать все наши секреты, пока не стало слишком поздно». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+