18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Есть ли шанс найти подлинную работу Куинджи на арт-рынке?

Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) после реставрации. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) после реставрации.
Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

На основании каких исследований эксперты устанавливают авторство работы, как им в этом может помочь грамотная реставрация, что нужно знать о творческом наследии Архипа Куинджи и какие надписи искать на обороте его картин

Архип Куинджи — художник на рынке редкий и потому дорогой; коллекционеры весьма неохотно расстаются с его произведениями. Если вспомнить публичные продажи его работ, то самой дорогой окажется знаковая для творчества мастера «Березовая роща», проданная на Sotheby’s в 2008-м за $3 млн, а другие его картины среднего размера уходили за сотни тысяч долларов. В случае же работ музейного уровня речь может идти о сумме в $1–2 млн. Другой вопрос, что шанс встретить в частной коллекции подлинное произведение Куинджи, тем более по качеству сопоставимое с эталонными работами из музеев, ничтожно мал. Но все-таки прецеденты были, и тут решающую роль играет наличие экспертного заключения, которое свидетельствует о проведении комплексного искусствоведческого и технико-технологического исследований, на основании которых можно атрибутировать работу.

Недавно в Центре художественной экспертизы имени И.Е.Репина проводились исследование и реставрация картины из частного собрания «Морской берег в лунную ночь. Крым», приписываемой Архипу Куинджи. Экспертиза включала стилистический, технико-технологический и источниковедческий анализ, на основании которых удалось подтвердить авторство мастера. По стилистике, манере и уровню исполнения работа полностью соответствует подлинным произведениям живописца из крымского цикла (в 1886 году художник приобрел землю в Ялтинском уезде, а позже построил дачу, куда каждое лето приезжал вместе с учениками). В пользу подлинности картины свидетельствовали также анализ пигментов, исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, проведенный рентген работы. Кроме того, на обороте холста имеется удостоверяющая надпись художника Ивана Дженеева, одного из членов-учредителей Общества Куинджи, организованного в 1909 году в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства самого мастера.

Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) до реставрации. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) до реставрации.
Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

Однако не было найдено номера работы, хотя его наличие на оборотах подлинных картин Куинджи признано чрезвычайно важным фактором при атрибуции произведений. После смерти мастера в 1910 году его ученики, члены общества, вместе с вдовой художника систематизировали около 500 произведений, завещанных им обществу. Был составлен подробный список, а сами картины — пронумерованы в соответствии с описью.

Впрочем, когда реставраторы отделили картон, на котором написана композиция, от дублировочного холста, с помощью которого картину укрепили в начале ХХ века, было обнаружено, что в качестве основы художник использовал фрагмент олеографии своей знаменитой «Ночи на Днепре» 1880 года. Она была настолько популярна, что Куинджи сам принял решение о ее массовом тиражировании в технике масляной олеографии, но неудачные, по его мнению, экземпляры вторично использовал как основу для новых картин. После того как дублировочный холст был удален, на обороте картона удалось различить и удостоверяющие подписи четырех художников — членов-учредителей общества, и порядковый номер 71, соответствующий описи. Под этим номером в списке значится пейзаж «Море. Серый день. Крым» 1898–1908 годов. Так совместные усилия экспертов и реставраторов позволили окончательно убедиться в верности атрибуции картины Архипу Куинджи.  

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+