18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Хрупкое и мягкое: в Эрмитаже показывают стекло и кружево из Испании

Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большинство из 43 стеклянных изделий и 20 образцов вышивки, тканей и кружева, собранных на выставке «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа», публике демонстрируют впервые

Как рассказала Елена Анисимова, куратор «хрупкой части», они с Татьяной Косоуровой, куратором «мягкой части», создали авторский проект, отражающий русский взгляд на испанский стиль. «Я бы сказала, что у меня, как хранителя почти монохромного стекла с его удивительным разнообразием форм, испанский стиль ассоциируется с творчеством Веласкеса и Мурильо. У Татьяны Никодимовны, работающей с легкими, яркими, пластичными вышивками, — с музыкой Бизе и творчеством Мериме. Стекло монохромно, статично — ткани красочны, ярки, динамичны. Поэтому два эти материала соединены в одном проекте», — пояснила Анисимова.

Главным шедевром на выставке является кувшин XVI века из синего стекла. Он долго жил в венецианской витрине Эрмитажа, хотя высказывались предположения, что этот предмет имеет нидерландское происхождение. Теперь в Льеже найден единственный аналог и живописные изображения, которые подтверждают датировку и испанскую атрибуцию кувшина. В то время Испания была одним из лидеров мирового стеклоделия.

Большая часть эрмитажного собрания испанского стекла относится к XVIII веку. Центры его производства находились в нескольких провинциях. Одним из главных была Каталония, там для производства стекла использовались растение солерос, произрастающее на берегах соленых морей. Считалось, что добавки этого растения отторгают яды — от отравленного вина стекло расколется.

Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке показан «поррон» — сосуд для заливания струи вина в рот. Абсолютным моветоном было прикасаться губами к носику, ведь этот сосуд во время трапез пускали по кругу. Из порронов туристов угощают вином до сих пор.

В католической стране обязательным был сосуд для святой воды. Его подвесной вариант участвует в выставке. Назначение «кантиров», кувшинчиков с двумя носиками, непонятно. Возможно, они использовались для обряда крещения, стройные предназначались для девочек, пузатенькие — для мальчиков. Также неясно, для чего предназначались стеклянные палочки: то ли для вязания, то ли для размешивания шоколада. Многие каталонские изделия украшены тончайшими нитями, в XVIII веке их стали называть «стеклянной филигранью».

Кастилия представлена, в частности, блюдом на ножке XVII века, которое могло использоваться для подачи десерта или фруктов. В сосудах в виде голубя хранили мирру. Церковные двуручные вазы украшены евангельскими сюжетами. Непроливайка соединяет два объема — для уксуса и масла: в зависимости от того, в какую сторону наклоняешь «сиамских близнецов», получаешь нужную жидкость в тарелке.

Несколько хрустальных предметов созданы на королевской мануфактуре при дворце Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо в Сеговии, они знаменуют собой начало промышленного производства испанского стекла по европейским образцам с фирменными местными орнаментами в виде цветка граната и гвоздики.

Андалусию отличают самые экзотические формы стекла. Там долго воспроизводились мавританские формы: многоручные вазы, напоминающие светильники, собственно светильники зооморфного вида, фантастические интерьерные фигурки. Последние могли использоваться как детские игрушки. Известно, что подобные предметы давали пятилетнему Людовику XIV.

Самой примечательной среди тканей является орнаментальная вышивка на шелке с кожаными посеребренными нашивками начала XVII века. Такая техника применялась только в Испании. Выставку завершают изображения на тканях львов, цветов, упомянутых выше многоручных ваз и немножко кружева с солярными мотивами.

Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Любопытен провенанс эрмитажных испанских стекла и тканей. Большинство предметов попали туда после революции из музея училища барона А.Л.Штиглица. Ткани прежде находились в коллекциях Якоба Краута и Луи Риккардо Аденхаймера. Стекло происходит из собрания испанского гранда и коллекционера Хуана Факундо Рьяньо, который сотрудничал с Музеем Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), куда продал половину своего собрания, но, видимо, поссо­рившись с англичанами, вторую часть в 1880-х годах уступил Александру Половцову. Тот дождался открытия музея училища Штиглица (барон, он же тесть Половцова, к тому времени умер) и продал стекло туда. 

Государственный Эрмитаж
«Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+