18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллективный разум присмотрит за археологическим парком в Помпеях

Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях. Фото: Bruno Rijsman
Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях.
Фото: Bruno Rijsman
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Глобальные изменения климата заставляют по-новому подходить к вопросу сохранения древних памятников. Программа мониторинга в Помпеях предусматривает круглосуточный сбор и обработку множества данных, в том числе с использованием дронов и спутников

Древнеримский город Помпеи уничтожило извержение Везувия в 79 году н. э. Сегодня среди его руин устанавливают связанные со спутником инфракрасные датчики, которые помогут защитить их от пагубного воздействия последствий глобального потепления, в том числе от проливных дождей, сильных ветров и резких перепадов температуры. Благодаря соглашению с факультетом гражданского строительства Университета Салерно на территории археологического парка разворачивается высокотехнологичная система мониторинга, которая охватит все 44 га его открытых раскопок. Соглашение заключено на три года и предусматривает возможность продления срока его действия.

В последние десятилетия в Помпеях велась реставрация под руководством бывшего директора комплекса Массимо Осанны. Обрушение нескольких построек в 2010–2011 годах вызвало международную обеспокоенность, и Европейская комиссия запустила «Большой помпейский проект» с €105-миллионным бюджетом, призванный «охранять, поддерживать и улучшать состояние» памятников. Несмотря на значительные задержки, эти работы удалось завершить к концу 2020 года.

Еще в 2015-м внедрили информационную систему, позволившую централизовать археологическую документацию, мониторинг и техническое обслуживание археологического парка. Данные, собираемые в Помпеях, обрабатываются при помощи геоинформационной системы.

По условиям нынешнего соглашения, заключенного преемником Осанны Габриелем Цухтригелем, к существующей системе мониторинга добавят дроны, датчики и инфракрасные технологии. Глава научно-исследовательской группы Университета Салерно Луиджи Петти объясняет, что это обеспечит постоянный поток данных, который позволит превратить нынешнюю «статичную» платформу, дающую лишь пунктирные сведения, в «динамическую» систему, способную оценивать изменения в более долгосрочной перспективе. Работающие в Помпеях 55 реставраторов, строителей, археологов и архитекторов смогут точнее планировать техническое обслуживание. Петти рассказывает, что в будущем университет намерен интегрировать данные со спутников ISPRA — Института охраны и изучения окружающей среды.

Casa dell'efebo. Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii
Casa dell'efebo.
Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii

Помпеи не первый археологический объект, где последствия глобального потепления отслеживаются при помощи новых технологий. В 2019-м римский Колизей начал разрабатывать систему мониторинга, которую должны ввести в эксплуатацию в 2022 году. Одна из ее задач, как рассказывает директор Колизея Альфонсина Руссо, «определять консервационно-реставрационные меры и вмешательства, необходимые для предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Первый проект в рамках совместной программы Университета Салерно и Помпей стартовал минувшей осенью и продлится до конца 2022 года. Около десятка студентов университета, получивших полугодовые стипендии, установили датчики с низким потреблением энергии на стены, потолки, полы, крыши, предметы обихода и декоративные элементы ряда построек, расположенных в помпейском районе VI (в частности, в доме Весталок и доме Саллюстия). Это исследование послужит прототипом для всей мониторинговой системы в Помпеях.

По словам Габриеля Цухтригеля, новые проекты позволят администрации археологического парка спрогнозировать, какие финансовые и кадровые ресурсы понадобятся, чтобы справиться с последствиями глобального потепления «через 10–20 лет». Но важно сделать так, чтобы высокотехнологичные данные помогали, а не осложняли текущее техническое обслуживание. «Мы уже по горло в цифрах. Если не проявить осмотрительность, новые данные станут попросту дополнительным обременением», — уточняет директор. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+