18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Барачная эпоха и другие времена Оскара Рабина

Оскар Рабин. «Барак-церковь». 1964. Фото: Издательство «Артгид»
Оскар Рабин. «Барак-церковь». 1964.
Фото: Издательство «Артгид»
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Московский коллекционер Александр Кроник создал жизнеописание одного из самых знаменитых художников-нонконформистов в послевоенном СССР. Публикацию «Визы в другой мир» автор книги сопроводил иллюстрациями работ Оскара Рабина из своего собрания

Имеющая подзаголовок «Биография художника Оскара Рабина», книга «Виза в другой мир» является одновременно публикацией ранней графики Рабина из собрания Александра Кроника. Это далеко не первая биография одного из лидеров советских нонконформистов, важнейшей фигуры Лианозовской группы. И не первая публикация этого корпуса рисунков: в 2008 году Кроник включил большую часть листов в монументальный каталог его коллекции «Свой круг»; кроме того, листы неоднократно участвовали в выставках (например, в 2013 году в Мультимедиа Арт Музее, Москва).

Тем не менее книга обладает самостоятельной ценностью. Общеизвестные факты из биографии Оскара Рабина (1928–2018) и каталожные описания пополнены живыми подробностями и историями, которые Кроник собрал, посещая художника с его первой женой Валентиной Кропивницкой, а позже и со второй, Татьяной Лысак-Полищук, в Париже.

Александр Кроник. «Виза в другой мир. Биография художника Оскара Рабина». М.: Артгид, 2021. 200 с.
Александр Кроник. «Виза в другой мир. Биография художника Оскара Рабина». М.: Артгид, 2021. 200 с.

«Первые работы Оскара Рабина появились у меня в 2006 году, когда я уже более 20 лет собирал произведения московских нонконформистов. Мне удалось раздобыть подборку, состоящую из примерно 15 ранних листов графики… Я стал целенаправленно собирать ранние (до 1970 года) графические работы Рабина», — пишет автор.

В 2007 году коллекционер познакомился с Рабиным и Кропивницкой лично и навещал их в мастерской. Так постепенно родились небольшие ремарки-комментарии, украсившие теперь текст книги. Например, о том, что «Самоубийца» (1956) — это единственный из уцелевших рисунков на социальный сюжет, который Рабин придумал, чтобы попасть на выставку VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. «Лев» (1957) относится к периоду поиска тем, а дерущиеся котята на обороте — очередная безуспешная попытка получить заказ от издательства детской книги (в тот момент Рабин, пять лет проработавший десятником на железной дороге, где присматривал за заключенными на разгрузке, был уволен и остался без заработка). «Коты перед бараком» (1958) — один из первых примеров появления у художника образа барака, чрезвычайно значимого для его дальнейшего творчества. «Я искал свои темы, и искал их в окружающей меня действительности… Барак, изображенный на этом рисунке, находился на территории бывшего женского лагеря в Лианозове. Когда лагерь расформировали, бараки кое-как переоборудовали под жилье и заселили. В подобном же бараке жил тогда и я», — записывает автор рассказ художника.

Оскар Рабин. «Коты перед бараком». 1958. Фото: Издательство «Артгид»
Оскар Рабин. «Коты перед бараком». 1958.
Фото: Издательство «Артгид»

В книге впервые опубликован рисунок «Виза в другой мир», давший ей название (хранится в коллекции Татьяны Лысак-Полищук). Рисунок сделан 1 ноября 2018 года, когда 90-летний художник, сломавший шейку бедра, оказался в больнице во Флоренции, где готовил очередную выставку. Рабину сделали операцию, он поправлялся и начал рисовать. Однако 7 ноября внезапно скончался: сердце остановилось во сне. На рисунке — еще один ключевой для художника образ — паспорт, на страничке которого Рабин теперь сам себе выписывает визу в рай.

Всего в собрании Александра Кроника 43 листа. Часть из них он приобрел на аукционах. Например, в 2013 году купил на Christie’s восемь рисунков из коллекции Эрика Эсторика. Это важная фигура в биографии Рабина: в галерее Эсторика в Лондоне летом 1965 года состоялась первая персональная выставка художника. Картины галерист покупал у него через журналиста, тайного агента КГБ Виктора Луи. Истории подготовки той выставки, сделавшей Рабина известным за рубежом, посвящена небольшая, но наполненная фактами статья искусствоведа Рут Эддисон, жены Александра Кроника.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+