18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Удачно села: история одной мухи на картине Дюрера

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600.
Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Неожиданная деталь обнаружилась на работе с выставки «Путешествия Дюрера. Странствия художника эпохи Возрождения», проходящей в Национальной галерее в Лондоне

На выставке в лондонской Национальной галерее на ранней копии алтарной картины Альбрехта Дюрера «Праздник венков из роз» можно увидеть тщательно выписанную муху. Большинство посетителей не обращают внимания на это насекомое, но, однажды заметив, «развидеть» его уже невозможно.

Муха находится почти в центре композиции — сидит на ткани, покрывающей колени Богородицы, как раз между младенцем Христом и императором Священной Римской империи Максимилианом I. Насекомое написано в натуральную величину, тогда как люди на картине примерно вполовину меньше. Поэтому получается, что Дюрер изобразил муху так, будто она села на поверхность картины.

Копию алтарной композиции на лондонскую выставку, проходящую до 27 февраля, предоставил Музей истории искусств в Вене. Оригинал, которого нет на выставке, датируется 1506 годом и был написан во время путешествия художника в Венецию. Алтарь, возможно, был поврежден при переправке через Альпы в Прагу 100 лет спустя либо в ходе Тридцатилетней войны — в какой-то момент он утратил значительную часть красочной поверхности. Панель, которая сейчас хранится в Национальной галерее в Праге, с XVII века несколько раз серьезно реставрировали. Так что там муха давно исчезла: либо просто отслоилась, либо реставраторы замазали ее, посчитав неуместной. А возможно, что на копию она была добавлена позже.

Но точно известно, что Дюрер действительно изобразил насекомое на картине. В стихотворении, написанном через год после завершения работы над произведением, его описывают как «живописца дерзкой мухи». Ольга Коткова, куратор отдела живописи пражской Национальной галереи, убеждена, что муха на оригинале была. Копия алтарного образа, на которой насекомое сохранилось, датируется примерно 1600 годом и была написана непосредственно с оригинала.

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фрагмент. Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фрагмент.
Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna

Может показаться кощунством, что какая-то муха сидит почти посередине между ногами младенца Христа и сложенными в молитве руками императора. Так откуда же она там взялась? Сьюзен Фойстер, куратор лондонской выставки, выдвинула две версии. Во-первых, это может быть символ смертности или зла, во-вторых, попытка привлечь внимание к мастерству художника. Учитывая бесспорный талант Дюрера и его огромную уверенность в себе, вполне можно предположить, что муха служила рекламой его мастерства и искусного обращения с кистью. Но на церковном алтаре муху можно было увидеть только с близкого расстояния, поэтому, скорее всего, большинство прихожан ее просто не замечали.

Насекомое художник намеренно изобразил между Христом и императором. Если это символ смертности, то муха может быть отсылкой к будущему распятию. Однако мухи не самые приятные существа и часто ассоциируются с нехорошими вещами, так что это объяснение едва ли выдерживает критику. Возможно, Христос собирается раздавить насекомое ногой, что символизирует, таким образом, победу над злом. Ясно одно: даже через пять веков реалистично изображенная муха Дюрера остается для экспертов загадкой. 

Национальная галерея в Лондоне
«Путешествия Дюрера. Странствия художника эпохи Возрождения»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+