18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Третьяковке Семирадского выставят с видео AES + F и работами Новой академии

Генрих Семирадский. «Загадка». 1896. Фото: Государственная Третьяковская галерея/Частное собрание
Генрих Семирадский. «Загадка». 1896.
Фото: Государственная Третьяковская галерея/Частное собрание

В музее раскрыли подробности главных выставок этого года: Генриха Семирадского, «Индия! New Art» и «Искусство и мода. Русская нить»

Как рассказала на пресс-конференции в ТАСС директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, на этот год музей запланировал проведение 26 выставок в Москве, 35 в регионах, а также восьми проектов за рубежом, в том числе выставки Василия Кандинского в Риме и показ Таира Салахова в Венеции во время Венецианской биеннале.

Таир Салахов. «Ремонтники». 1960. Фото: Азербайджанский государственный музей искусств, Баку. 1960
Таир Салахов. «Ремонтники». 1960.
Фото: Азербайджанский государственный музей искусств, Баку. 1960

Выставка Салахова Petroleum в Ка’Фоскари, в которую войдут 50 произведений 1950–2000-х годов, завершит трехчастный цикл, посвященный художникам «сурового стиля», участвовавшим в биеннале 1962 года. Ранее в Венеции показали ретроспективы Виктора Попкова «Сон и реальность» (2014) и Гелия Коржева «Назад в Венецию» (2019).

Татьяна Карпова, замдиректора Третьяковки, рассказала, что после завершения выставки «Михаил Врубель» на Крымском Валу откроется выставка Генриха Семирадского «По примеру богов» (28 апреля — 21 августа). Созданию этой выставки предшествовала шестилетняя совместная работа с польскими коллегами — составление каталога-резоне. По словам Карповой, в этом издании к изучению работ художника ученые обеих стран (на момент жизни Семирадского — единой) подошли на новом уровне. Экспозиция дополнена картинами его современников, работавших в той же манере позднего академизма, — Бакаловича, Сведомского, Бронникова, других мастеров. «Также мы включаем произведения ряда современных художников. Фотопроект Тимофея Парщикова Times New Roman, многоканальную видеоинсталляцию группы AES + F „Пир Трималхиона“, работы художников Новой академии. Они вступят в диалог с произведениями Семирадского. Будут и настоящие античные вещи — вазы, скульптуры, преимущественно из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина», — добавила Карпова. По ее словам, таким образом в выставке Семирадского будут проанализированы различные волны обращения к Античности и «это будет сложный многослойный проект, не замкнутый, а открытый в наше время».

Вторым разделом выставки будут произведения Семирадского на евангельские темы. «Например, мы покажем его работы для храма Христа Спасителя, фрагменты фрески „Тайная вечеря“, которая была крайне популярна и воспроизводилась во множестве русских церквей», — добавила Карпова. В Москву приедут произведения художника из Русского музея, где находится самое большое его собрание, а также еще из дюжины российских музеев, из стран ближнего зарубежья и частных коллекций.

Аксели Галлен-Каллела. Триптих «Легенда об Айно». 1891. Холст, масло. Фото: Ateneum
Аксели Галлен-Каллела. Триптих «Легенда об Айно». 1891. Холст, масло.
Фото: Ateneum

Практически одновременно в Инженерном корпусе будет открыта выставка финского художника Аксели Галлен-Каллела «Северная сага» (14 апреля — 14 августа). Любопытно, что и он, как Семирадский, был подданным Российской империи, проживая на позже отделившихся территориях, так что не чужд нам. Однако это будет его первая крупная выставка в России (лишь в 1968 году в Эрмитаже его показывали, но не в таких количествах и совместно с Пекка Халоненом). Как рассказывает Карпова, «эта выставка является продолжением нашего проекта, посвященного Северной Европе, в рамках которой мы уже показали Мунка. Теперь вторая фаза этого проекта. Основным партнером Третьяковки при создании этой выставки стал Атенеум в Хельсинки, который как раз сейчас очень удачно закрылся на небольшую реконструкцию, поэтому мы получили крайне редкую возможность получить работы из постоянной экспозиции». Также приедут работы из других финских музеев и частных собраний. Центральное место на выставке займут работы художника, связанные с эпосом «Калевала», в Инженерном корпусе смогут собрать практически все главные работы этого цикла. Выставка будет дополнена работами других художников, также писавших северную природу — ту же Карелию, что и Галлен-Каллела, — только российскими. В частности, это будут Серов, Рылов, Рерих, Архипов, в диалоге с которыми финский живописец раскроется по-новому. Большой вклад с этой стороны в выставку внес Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Бхарти Кхер. «Кожа говорит не на своем языке». 2006. Фото: Музей искусств Киран Надар, Нью-Дели
Бхарти Кхер. «Кожа говорит не на своем языке». 2006.
Фото: Музей искусств Киран Надар, Нью-Дели

Сергей Фофанов, старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи, рассказал об открытии выставки «Индия! New Art» (27 мая — 18 сентября), которое ожидалось еще до начала локдауна. «Мы эту выставку уже один раз анонсировали, но ее пришлось отложить. Это дало повод нам подумать еще лучше и отобрать еще более интересные предметы», — сказал Фофанов, сокуратор проекта. Он напомнил, что после обретения независимости в середине ХХ века Индия прошла очень сложный путь, и то искусство, которое определяет ее сегодня, сформировалось за последние 15 лет. «Это вдруг не традиционное искусство, а уникальное современное. Мы будем представлять всех главных современных художников Индии. Это более 60 авторов, причем в основном масштабные пространственные инсталляции. Ничего подобного в мире никогда не было показано, даже в Индии. Разве что можно назвать венецианский павильон в 2019 году — такой микровариант. Индусы сами выбрали Россию, Москву, Третьяковку как ту площадку, где они хотят показать ретроспективу своего искусства, срез всех главных имен. Это „выставка мечты“. Здесь будет, например, Бхарти Кхер и ее слон „Кожа говорит не на своем языке“ (2006), Джитиш Каллат и „Сопроводительное письмо“, которое стало сенсацией биеннале-2012 (это инсталляция, посвященная довоенному письму от Ганди к Гитлеру), Шилпа Гупта и „Не могу говорить на вашем языке“», — перечислил Фофанов, добавив, что эта огромная выставка стала для музея вызовом и позволила лучше узнать, как экспонировать современное искусство.

Игорь Грабарь. «Ямщик». 1904. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Игорь Грабарь. «Ямщик». 1904.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ольга Атрощенко, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века, раскрыла подробности выставки «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения», которая пройдет на двух этажах Инженерного корпуса (13 октября — 26 февраля). Она будет отличаться от его же ретроспективы в Русском музее, так как в Петербурге его показывали исключительно как живописца. Третьяковка же, директором которой был Грабарь, покажет его сразу в нескольких ипостасях — еще и как реставратора и чиновника (в первую очередь — главу музея). На выставке будет представлено художественное, литературное и научное наследие Грабаря.

Наконец, в завершение года в Новой Третьяковке начнет работу выставка «Искусство и мода. Русская нить» (12 декабря — 9 апреля), куратором которой стала Алена Долецкая. О проекте рассказала Трегулова: «Это сложнейший иммерсивный проект, идущий еще с 2016 года. Мы начали его еще с ныне покойным Мартином Ротом, тогда директором Музея Виктории и Альберта. Позже проект модифицировался. Мы продолжили работу над ним с кураторами из этого музея, хранителями». В итоге это огромный и сложный международный проект, в котором принимают участие важнейшие музеи России и мира, а также исторические коллекции знаменитых мировых брендов (Chanel, Dior, John Galliano, Jean Paul Gaultier, Hermès и проч.).

Кокошник из коллекции Chanel Pre-Fall 2009 Paris-Moscou. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Кокошник из коллекции Chanel Pre-Fall 2009 Paris-Moscou.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Мы говорим в нем о влиянии русского искусства на развитие мировой моды. Мы не будем показывать отечественную моду, только зарубежную», — сказала Трегулова. Она подчеркнула, что это будет не игрой в ассоциации, а настоящим научным исследованием: «Мы говорим не о „похожести“, а проводим исследования, находим документальные свидетельства, высказывания модельеров, подтверждающие, что они вдохновлялись именно русскими мотивами».

Проект объединит шедевры русской живописи, графику и театральный костюм с творениями современных модельеров, фотографиями, съемками показов. «Все это вместе будет существовать как единое пространство, попадая в которое ты, надев наушники, проходишь по всему маршруту, как это было на знаменитой выставке Музея Виктории и Альберта про Дэвида Боуи. Ты останавливаешься перед экспонатом — в наушниках будет включаться конкретный начитанный текст или мелодия. Мы попросили Габриэля Прокофьева сделать саундтрек или подобрать музыку», — рассказала Зельфира Трегулова об интригующем замысле будущего проекта.

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+