18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Новый министр культуры Германии внедряет «зеленую культуру»

Новый министр культуры Германии Клаудия Рот. Фото: Michael Kappeler/DPA/TASS
Новый министр культуры Германии Клаудия Рот.
Фото: Michael Kappeler/DPA/TASS

Клаудия Рот пообещала продолжить работу по деколонизации музеев, учредить центральное подразделение «зеленой культуры», увеличить финансирование культурной сферы и переосмыслить концепцию Форума Гумбольдта и нового Музея искусства ХХ века в Берлине

66-летняя Рот стала первым министром культуры от партии зеленых. До прихода в политику она работала в театре и даже была менеджером радикальной левацкой рок-группы Ton Steine Scherben. В интервью радио Deutschlandfunk Рот сказала: «В моей груди бьются два сердца. Одно из них — любовь к искусству и культуре; я родом оттуда». А второе, по ее словам, это «страстная преданность демократии». Клаудия Рот занимала ряд высоких политических должностей, в том числе возглавляла партию зеленых, была заместителем главы нижней палаты парламента.

Культура в Германии традиционно находится в ведении ее 16 земель, и Министерство культуры относится к администрации канцлера. Пост министра культуры был учрежден лишь в 1998 году. Предшественница Клаудии Рот Моника Грюттерс усилила позиции этой должности и добилась существенного увеличения федерального бюджета на культуру. На 2022 год правительство утвердило выделение €2,1 млрд, что на 73% больше, чем в 2013 году, когда Грюттерс заняла этот пост. Рот дала понять, что одной из ее главных задач будет повышение финансирования искусства. Коалиционное соглашение, подписанное социал-демократами, зелеными и свободными демократами, включает обязательство расширить разработанную Грюттерс программу восстановления после пандемии Neustart Kultur («Новый старт для культуры»). Пока что Германия пообещала прибавить к базовому федеральному бюджету на культуру еще €2,5 млрд.

Колоннадный двор Музейного острова. Фото: © SPK/photothek.net/Thomas Imo
Колоннадный двор Музейного острова.
Фото: © SPK/photothek.net/Thomas Imo

В интервью еженедельнику Die Zeit Рот отметила, что «пандемия главным образом угрожает существованию альтернативной сцены, клубов, музыкальных магазинов и магазинов комиксов, и мы должны этому помешать». Но в ее сфере внимания находятся и крупные институции. Открывшийся в минувшем году Форум Гумбольдта сыграл роль спускового крючка в дискуссии о коллекциях музеев колониальной эпохи. «Я искренне убеждена в необходимости всем нам на всех уровнях задуматься о том, как деколонизировать наше мышление, — заявила Рот Die Zeit. — Крайне важно обсудить, как можно преобразовать Форум Гумбольдта».

При предыдущем правительстве Германия подписала меморандум с Нигерией, предполагающий возвращение в Африку более 1,1 тыс. бенинских бронз, незаконно вывезенных и ныне хранящихся в музеях Германии. Выполнение этих обязательств будет возложено на министра культуры, и ожидается, что первые предметы вернутся на родину уже в этом году.

«В среде широкой общественности разговор о деколонизации еще не начался, — отметила она. — Считается, что это проблема других государств, а мы, немцы, были не так уж плохи».

Рот намерена вплотную заняться и еще одним детищем Грюттерс. Музей ХХ века по проекту бюро Herzog & de Meuron, работа над которым ведется в Берлине, критикуют за дороговизну (его стоимость оценивается в €600 млн) и чрезмерное потребление энергии. По словам Рот, при планировании музея «был упущен из виду ряд проблем».

Министр подчеркивает: «Мы не можем строить музеи, не придавая первостепенное значение экологической устойчивости». Новое подразделение «зеленой культуры» должно стать главным координационным центром по вопросам, связанным с экологической устойчивостью культурных площадок — от музеев до звукозаписывающих студий.

Форум Гумбольдта. Фото: David von Becker
Форум Гумбольдта.
Фото: David von Becker

В число других задач, стоящих перед Рот, входят пересмотр спорного закона 2016 года о защите культурных ценностей и реструктуризация Фонда прусского культурного наследия — крупнейшего работодателя в сфере искусства. Подготовленный в 2020 году по поручению правительства отчет показал, что фонд, насчитывающий 2 тыс. сотрудников, «структурно перегружен много­уровневой иерархией и нечеткими процедурами принятия решений, которые затягивают процессы и делают их непрозрачными».

Новая коалиция также дала обещание упростить процесс реституции незаконно вывезенных и конфискованных нацистами произведений искусства. Для этого аннулируют законы о сроках исковой давности и создадут центральный суд, специализирующийся на делах этой категории. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+