18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новый министр культуры Германии внедряет «зеленую культуру»

Новый министр культуры Германии Клаудия Рот. Фото: Michael Kappeler/DPA/TASS
Новый министр культуры Германии Клаудия Рот.
Фото: Michael Kappeler/DPA/TASS

Клаудия Рот пообещала продолжить работу по деколонизации музеев, учредить центральное подразделение «зеленой культуры», увеличить финансирование культурной сферы и переосмыслить концепцию Форума Гумбольдта и нового Музея искусства ХХ века в Берлине

66-летняя Рот стала первым министром культуры от партии зеленых. До прихода в политику она работала в театре и даже была менеджером радикальной левацкой рок-группы Ton Steine Scherben. В интервью радио Deutschlandfunk Рот сказала: «В моей груди бьются два сердца. Одно из них — любовь к искусству и культуре; я родом оттуда». А второе, по ее словам, это «страстная преданность демократии». Клаудия Рот занимала ряд высоких политических должностей, в том числе возглавляла партию зеленых, была заместителем главы нижней палаты парламента.

Культура в Германии традиционно находится в ведении ее 16 земель, и Министерство культуры относится к администрации канцлера. Пост министра культуры был учрежден лишь в 1998 году. Предшественница Клаудии Рот Моника Грюттерс усилила позиции этой должности и добилась существенного увеличения федерального бюджета на культуру. На 2022 год правительство утвердило выделение €2,1 млрд, что на 73% больше, чем в 2013 году, когда Грюттерс заняла этот пост. Рот дала понять, что одной из ее главных задач будет повышение финансирования искусства. Коалиционное соглашение, подписанное социал-демократами, зелеными и свободными демократами, включает обязательство расширить разработанную Грюттерс программу восстановления после пандемии Neustart Kultur («Новый старт для культуры»). Пока что Германия пообещала прибавить к базовому федеральному бюджету на культуру еще €2,5 млрд.

Колоннадный двор Музейного острова. Фото: © SPK/photothek.net/Thomas Imo
Колоннадный двор Музейного острова.
Фото: © SPK/photothek.net/Thomas Imo

В интервью еженедельнику Die Zeit Рот отметила, что «пандемия главным образом угрожает существованию альтернативной сцены, клубов, музыкальных магазинов и магазинов комиксов, и мы должны этому помешать». Но в ее сфере внимания находятся и крупные институции. Открывшийся в минувшем году Форум Гумбольдта сыграл роль спускового крючка в дискуссии о коллекциях музеев колониальной эпохи. «Я искренне убеждена в необходимости всем нам на всех уровнях задуматься о том, как деколонизировать наше мышление, — заявила Рот Die Zeit. — Крайне важно обсудить, как можно преобразовать Форум Гумбольдта».

При предыдущем правительстве Германия подписала меморандум с Нигерией, предполагающий возвращение в Африку более 1,1 тыс. бенинских бронз, незаконно вывезенных и ныне хранящихся в музеях Германии. Выполнение этих обязательств будет возложено на министра культуры, и ожидается, что первые предметы вернутся на родину уже в этом году.

«В среде широкой общественности разговор о деколонизации еще не начался, — отметила она. — Считается, что это проблема других государств, а мы, немцы, были не так уж плохи».

Рот намерена вплотную заняться и еще одним детищем Грюттерс. Музей ХХ века по проекту бюро Herzog & de Meuron, работа над которым ведется в Берлине, критикуют за дороговизну (его стоимость оценивается в €600 млн) и чрезмерное потребление энергии. По словам Рот, при планировании музея «был упущен из виду ряд проблем».

Министр подчеркивает: «Мы не можем строить музеи, не придавая первостепенное значение экологической устойчивости». Новое подразделение «зеленой культуры» должно стать главным координационным центром по вопросам, связанным с экологической устойчивостью культурных площадок — от музеев до звукозаписывающих студий.

Форум Гумбольдта. Фото: David von Becker
Форум Гумбольдта.
Фото: David von Becker

В число других задач, стоящих перед Рот, входят пересмотр спорного закона 2016 года о защите культурных ценностей и реструктуризация Фонда прусского культурного наследия — крупнейшего работодателя в сфере искусства. Подготовленный в 2020 году по поручению правительства отчет показал, что фонд, насчитывающий 2 тыс. сотрудников, «структурно перегружен много­уровневой иерархией и нечеткими процедурами принятия решений, которые затягивают процессы и делают их непрозрачными».

Новая коалиция также дала обещание упростить процесс реституции незаконно вывезенных и конфискованных нацистами произведений искусства. Для этого аннулируют законы о сроках исковой давности и создадут центральный суд, специализирующийся на делах этой категории. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+