18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Суд отказал внучке Древина в возвращении картин деда

Александр Древин. «Беженка». 1916. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons
Александр Древин. «Беженка». 1916. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons

Внучке художника отказали в части иска, касающейся просьбы «выдать картины», хранящиеся в Третьяковской галерее. Решение суда касается только интеллектуальных прав

Замоскворецкий районный суд Москвы 7 декабря прошлого года рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Древиной Екатерины Андреевны, внучки художника Александра Древина, к ФГБУ культуры «Всероссийское музейное объединение „Государственная Третьяковская галерея“», а также к Юдину Юрию Павловичу, «об установлении родственных отношений, об установлении факта принятия наследства, о признании права на исключительные права на произведения, права следования, о признании права собственности, обязании выдать картины».

Решение, опубликованное на сайте Мосгорсуда, гласит: «…установить факт родственных отношений между Древиной Екатериной Андреевной и ее дедушкой Древиным Александром Давидовичем, умершим 26.02.1938 года. Установить факт принятия наследства Древиной Екатериной Андреевной после смерти Древина Александра Давидовича, умершего 26.02.1938 года, через наследников Удальцову Надежду Андреевну, Древина Андрея Александровича, Стародубову Веронику Васильевну. Признать право Древиной Екатерины Андреевны на исключительные права на произведения, созданные Древиным Александром Давидовичем, права следования в отношении произведений, созданных Древиным Александром Давидовичем. В остальной части иска отказать».

Таким образом, суд подтвердил, что Екатерина Древина является наследницей интеллектуальных прав на произведения своего деда и имеет право на процентные отчисления от прибыли при перепродажах его работ. Произведения Александра Древина, скончавшегося в 1938 году, должны были бы уже освободиться от этого обременения, так как после смерти художника прошло более 70 лет. Однако он был репрессирован, поэтому 70 лет необходимо отчитывать с момента его реабилитации в 1957 году. При этом суд, по сути, постановил, что Третьяковская галерея не обязана возвращать внучке произведения деда.

Надежда Удальцова и Александр Древин с сыном Андреем. Фото: Архив Екатерины Древиной
Надежда Удальцова и Александр Древин с сыном Андреем.
Фото: Архив Екатерины Древиной

Наше издание обратилось за комментарием в Третьяковскую галерею, в пресс-службе которой нам ответили, что вся необходимая информация имеется на сайте суда.

Список работ, которые Древина требовала передать ей из музея, не опубликован. Есть предположение, что речь идет не о предметах из Музейного фонда РФ, а о нескольких произведениях, которые в 2010-х годах в Третьяковку принес коллекционер с целью экспертизы. По этой версии, их приняли на временное хранение, однако позже выяснилось, что они фигурируют в судебном иске из-за наследия Древина, поэтому их «заморозили» до выяснения всех обстоятельств.

За наследие Александра Древина и его супруги Надежды Удальцовой с 1990-х годов идет борьба. В постсоветский период ее участниками стали внучка Екатерина Андреевна Древина и ее невестка Екатерина Викторовна Древина (урожденная Васильева), вдова ее единственного сына. В 2010 году Екатерину Андреевну Древину, по ее словам, обманным путем отправляют в психиатрическую клинику, а работы исчезают из квартир, принадлежащих семье. Уголовное дело по этому поводу было возбуждено в 2012 году.

Среди пропавших произведений — «Пейзаж. Алтай» (1930) и «Косуля в снегах» (1931–1932). Другие работы из списка утраченных включают папку, где было около 50 гуашей, сделанных Удальцовой на Алтае, 30 рисунков Древина 1933–1935 годов из Армении и его «Портрет сына Андрея» (1926).

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+