18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нефранцузское наследие Cartier

Панно. 2010. Лувр. Фото: Raphaël Chipault
Панно. 2010. Лувр.
Фото: Raphaël Chipault

На выставке в Париже можно узнать, что связывает французский ювелирный Дом и исламскую культуру

В парижском Музее декоративного искусства (MAD) ювелирный Дом Cartier впервые показывает свои богатые архивы, демонстрирующие, как исламское искусство обогатило его коллекции и помогло по-новому взглянуть на старые формы и технику исполнения.

На выставке «Cartier и исламское искусство. У истоков современности» собрано более 500 экспонатов, отражающих историю влияния исламского Востока на стилистику французского ювелирного Дома с начала XX века по настоящее время. Это как ювелирные изделия и предметы из коллекций Cartier, так и шедевры восточного искусства, экспонаты из частных и музейных собраний, а также рисунки, книги, фотографии и архивные документы.

Вид экспозиции. Рендер: Diller Scofidio Renfro
Вид экспозиции. Рендер: Diller Scofidio Renfro

Экспозиция построена по хронологическому принципу и разделена на две части. Первая исследует истоки интереса Дома к искусству исламских стран сквозь призму парижской культурной среды начала ХХ века. Уже тогда в эскизах украшений Cartier стали проявляться геометричность и обобщенность форм, навеянные восточной книжной миниатюрой и архитектурным декором.

Главный креативный гений компании, Луи Картье, в свое время увидел предметы мусульманского декоративного искусства на выставке в Париже и немедленно влюбился. В его экспериментах с упрощением форм возникли зачатки стиля ар-деко, который прогремит лишь десятилетие спустя. Кстати, на выставке в Музее декоративного искусства представлены и антикварные находки самого Луи Картье. Заинтригованный темой Ближнего Востока, он собрал приличную коллекцию персидских миниатюр. Также в числе прочего экспонируются исследования, посвященные путешествиям Жака Картье в Индию и Бахрейн, и эскизы на восточную тему Шарля Жако, одного из самых потрясающих художников в истории Cartier.

Ожерелье Cartier .1936.  Фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier
Ожерелье Cartier .1936.
Фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier

Во второй части выставки акцент сделан на форме изделий, вдохновленных восточным искусством. Знаковые творения Cartier размещены на фоне шедевров исламского искусства. Ориентальные мотивы и сегодня вдохновляют мастеров Cartier.

Выставка стала результатом сотрудничества четырех кураторов: Эвелин Поссеме (MAD), Жюдит Энон (Лувр), Сары Шлейнинг и Хизер Эккер (Далласский музей искусств). Сценографию доверили американскому архитектурному бюро DS&R. Уникальный проект Дома Cartier, парижского Музея декоративного искусства и Далласского музея искусств при участии Лувра еще можно успеть увидеть собственными глазами во французской столице до 20 февраля (а с 14 мая по 18 сентября — уже в Далласе).

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+