18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Государственном Эрмитаже открыли Галерею Петра Великого

Зал № 158. Вид экспозиции. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Зал № 158. Вид экспозиции.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Мемориальные вещи и произведения искусства, включая прижизненный восковой бюст работы Растрелли и изготовленное императором паникадило для собора Петропавловской крепости, представлены в экспозиции, созданной при поддержке ПАО «Газпром»

Первые три зала новой постоянной экспозиции Зимнего дворца «Культура России в первой половине XVIII века» открыли в Эрмитаже. Они посвящены прославленному российскому императору, и с них начинается Галерея Петра Великого.

Как рассказал генеральный директор музея Михаил Пиотровский, залы издавна были отданы именно под эту тему. Собрать мемориальные вещи Петра I, чтобы создать его галерею, повелел еще Николай I в XIX веке; коллекция, возникшая в Зимнем дворце по его приказу, остается ядром экспозиции. Однако постоянные посетители Эрмитажа заметят значительные изменения, коснувшиеся ее. Помимо приведения в порядок интерьеров, были перемещены многие предметы, например убраны большие шкафы с инструментами Петра, загромождавшие один из залов анфилады. Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые. Открытие обновленной галереи приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения императора, которое в этом году отмечается чередой мероприятий по всей России.

Первый из залов Галереи Петра Великого — Ротонда (зал № 156), в центре которой с давних пор установлена модель триумфального столпа 1720-х годов, прославляющего победы в Северной войне, авторства Бартоломео Растрелли. Теперь вдоль стен Ротонды можно увидеть и другие экспонаты на победную тему: седло Карла XII, ставшее трофеем фельдмаршала Бориса Шереметева, одну из первых российских батальных картин «Полтавское сражение 1709 года» кисти Луи Каравака, ажурный бюст императора, также созданный Растрелли.

Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

В следующем зале (№ 157) демонстрируется живопись петровского времени. «Мы не делаем революцию в реэкспозиции, — рассказывают сотрудники музея, — многие вещи находились тут ранее. Но мы не повторяем прошлую экспозицию, а меняем концепцию». Среди представленных картин — работы петровских пенсионеров Андрея Матвеева и Ивана Никитина, портреты императора, членов его семьи и сподвижников, включая как недавние открытия, так и вещи, хорошо знакомые зрителям и специалистам. Из свежих произведений живописи, появившихся в этом зале, — две только что отреставрированные картины кисти неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались. Это раннее русское батальное полотно «Сражение при Добром в 1708 году» и профильный «Портрет Феофана Прокоповича» в полный рост в архиерейском облачении. Они поступили в Эрмитаж в 1941 году в очень плохом состоянии, с утратами и следами хранения в свернутом виде, и только теперь наконец приведены в порядок.

Полотна неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Полотна неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Внимание в этом зале приковывает уникальный восковой портрет Петра, созданный Бартоломео Карло Растрелли в 1720-е годы по прижизненной маске, снятой с лица императора, и покрытый париком, сделанным из его собственных волос. Этот бюст был куплен в 1861 году Александром II у княгини Одескальки специально для пополнения мемориальной галереи великого предка. Учитывая крайнюю хрупкость материала, из которого выполнен бюст, его хранение требует особых условий. Теперь он получил дорогостоящую климатическую витрину — в этой конструкции, помимо особого освещения и герметичных швов, имеется сорбент, который регулирует температуру и влажность.

Обновление экспозиции, включая витрину, было проведено при меценатской поддержке ПАО «Газпром». «Очень символично, что старт юбилейным мероприятиям, которые пройдут в этом году по всей стране, мы даем именно здесь, в Петербурге — в детище Петра Великого, в столице Российской империи, в ее сокровищнице — в Эрмитаже», — сказал на открытии галереи председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

В экспозиции представлены портреты императора, членов его семьи и сподвижников. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
В экспозиции представлены портреты императора, членов его семьи и сподвижников.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Наконец, в третьем зале (№ 158) мы видим мемориальные предметы, связанные с императором. При создании памятной галереи по приказу Николая I в Зимнем были собраны подлинные вещи из других петербургских дворцов и загородных резиденций, образовав таким образом огромную коллекцию. Это одежда императора, инструменты, научные приборы, его собственноручные изделия, личные вещи (включая небольшой карандашик), походная аптечка, артефакты, которые он коллекционировал, дав начало Кунсткамере, и многое другое. Предметов гардероба, принадлежавших Петру, здесь, однако, выставлено только два. Несмотря на то что в коллекции Эрмитажа сохранилось огромное количество его одежды, в Зимнем дворце ее почти не увидеть, она выставляется отдельно в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Из предметов живописи привлекает внимание портрет учителя Петра — Франца Федоровича Тиммермана, также показанный впервые.

В третьем зале (№ 158) собраны мемориальные предметы, связанные с императором. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
В третьем зале (№ 158) собраны мемориальные предметы, связанные с императором.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Центральным элементом экспозиции этого зала стало костяное многоярусное паникадило на 27 свечей, для которого сделана новейшая витрина. Оно было изготовлено Петром и мастерами его токарни для украшения собора Петропавловской крепости, однако до смерти императора закончить работу над ним не успели, поэтому сразу после ее завершения светильник передали в мемориальное собрание его вещей. Паникадило тоже прошло реставрацию, сложность которой была продиктована тем, что оно состоит из нескольких видов органических материалов: слоновой и мамонтовой кости, панциря черепахи и черного дерева, которые под воздействием времени и климата меняются по-разному. Ранее паникадило выставляли в Эрмитаже, но не так торжественно.

Вид экспозиции. Фото: Государственный Эрмитаж
Вид экспозиции.
Фото: Государственный Эрмитаж

Среди других предметов в этом зале — более мелкая резьба по кости, бронзовые и медные медальоны, предметы стекла начала XVIII века, мемориальные вещи, подаренные русским императорам по время их визитов в нидерландский Зандам, включая куклу в костюме голландки и модель домика Петра.

Как сообщил Михаил Пиотровский, следующие восемь залов постоянной экспозиции «Культура России в первой половине XVIII века» откроются в течение этого года, начиная с мая. В них будет продолжена тема Петра Великого. В частности, будут представлены его станки и токарные инструменты, а также мебель и другие предметы быта, украшения. Остальные залы будут посвящены послепетровскому времени с фокусом на периоде правления «дщери Петровой» Елизаветы.

Среди других меценатских проектов «Газпрома» к 350-летию Петра I — экспозиция на территории Петропавловской крепости, рассказывающая о поиске и обследовании затонувших кораблей XVIII века; проект «Имперский зал» на основе императорской коллекции Кунсткамеры; реставрация картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной горке»; и «30 картин из жизни Петра Великого» на Марсовом поле.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+