18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первую ретроспективу Вячеслава Пакулина подготовил Русский музей

Вячеслав Пакулин. Наброски женских фигур к картине «Жница». 1926. Фото: Государственный Русский музей
Вячеслав Пакулин. Наброски женских фигур к картине «Жница». 1926.
Фото: Государственный Русский музей
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Вячеслав Пакулин (1900–1951), основатель и идеолог общества «Круг художников», по-прежнему находится в тени своих соратников — Алексея Пахомова и Александра Самохвалова. Первая ретроспектива художника в Русском музее призвана исправить эту ситуацию

Экспозиция включает более 200 картин и графических листов из собраний пяти петербургских музеев, а также частных коллекций, они возвращают публику к одному из малоизвестных персонажей художественной жизни Петербурга-Ленинграда между двумя мировыми войнами.

Вячеслав Пакулин (1900–1951), основатель и идеолог общества «Круг художников» (1926–1932), по-прежнему находится в тени своих соратников — Алексея Пахомова и Александра Самохвалова. Наверное, их дарование было сильнее, что проявилось на большой выставке «круговцев» в 2007 году в том же Русском музее. Показ проекта «Дейнека/Самохвалов» в ЦВЗ «Манеж», который успел пройти аккурат до пандемии, сделал Самохвалова в глазах широкой публики лидером не только «круговцев», но и всего ленинградского искусства того времени. На рубеже 1920–1930-х годов еще активно работали Казимир Малевич и Кузьма Петров-Водкин, но сейчас «Второй крестьянский цикл» создателя супрематизма или «Смерть комиссара» в исполнении автора красных коней вызывают заметно меньший интерес, чем спортсменки и метростроевки в теле, изображенные Самохваловым.

Вячеслав Пакулин. «Пейзаж с избой». 1930-е. Фото: Государственный Русский музей
Вячеслав Пакулин. «Пейзаж с избой». 1930-е.
Фото: Государственный Русский музей

Новым проектом Русский музей напоминает, что «Круг художников» придумал и создал Пакулин. В тот момент, когда бывшие левые стали искать стиль эпохи, отрицая, как было сказано в уставе общества, «подчеркнутый индивидуализм, поверхностный этюдизм и литературщину». Наивные романтики социальной революции, они видели стиль эпохи как монументальность в изображении обыденного, в передаче ощущения важности самого незначительного события. В 1932 году стали членами Союза советских художников. Пакулин даже входил в правление Ленинградского отделения. Но соцреализмом не заболел, за что в итоге пострадал.

Начало биографии Вяче­слава Пакулина — 1916 год, когда юный «новгородский мещанин» (так было записано в документах) приехал в Петроград и поступил в Училище технического рисования барона Александра Штиглица. Революция позволила ему еще и учиться актерскому мастерству у Мейерхольда, живописи у Петрова-Водкина, посещать занятия Малевича и Татлина. Нэп открыл перед Пакулиным двери частных театров, где он работал и сценографом, и актером. Владимир Татлин пригласил его участвовать в выставке «Обзор новейших течений», которая была устроена в 1922 году в гнезде авангардистов — Музее художественной культуры. От того времени сохранилось немногое. Картина «Стойло Пегаса» с изображением завсегдатаев московского богемного кафе (это место часто связывают с Есениным, но его на полотне пока не идентифицировали). Под вопросом остается и изображение Всеволода Мейерхольда на «Мужском портрете». В ранних натюрмортах Пакулин «берет уроки» у Поля Сезанна и Владимира Татлина.

После слияния Училища Штиглица и Академии художеств образуется ВХУТЕМАС. Его живописный факультет Вячеслав Пакулин оканчивает в 1925 году. Начинается поиск стиля эпохи. В первые годы существования «Круга художников» Пакулин создает свои лучшие произведения: монументальную «Жницу» (ее показали в Русском музее в 1927 году) и «Девушку с ведрами», романтичную «Девушку с веером», чувственную «Женщину в красной шляпе».

Вячеслав Пакулин. «На току в колхозе. Молотьба». 1935. Фото: Государственный Русский музей
Вячеслав Пакулин. «На току в колхозе. Молотьба». 1935.
Фото: Государственный Русский музей

Завершила «Круг» картина про индустриализацию всей страны — «Турбокорпус завода „Электросила“». Позже промышленные и колхозные пейзажи получались вымученными. «Гуляние в ЦПКиО» и «Гатчинский дворец» — трогательнее и естественнее.

Отдельная страница в биографии Вячеслава Владимировича — блокадные пейзажи. Его персонажами стали Невский проспект, улица Пестеля, набережная Мойки, арка Сената, Зимний дворец. Все пейзажи создавались с натуры, иногда под артобстрелом; художник говорил, что только работа помогает выжить.

Когда заходит речь о ленинградской школе пейзажа, вместе с Александром Ведерниковым, Владимиром Гринбергом, Николаем Лапшиным, Николаем Тырсой обычно называют Пакулина. Его цветовая гамма в изображении талого снега пронзительна.

В 1944 году в Русском музее состоялась выставка пяти художников, где Пакулин показал 28 пейзажей. В начале 1945-го ее повторили в Москве. Но после войны художник попал под каток стандартного обвинения в формализме и умер в нищете.  

Государственный Русский музей
«Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи»
До 7 марта

Самое читаемое:
1
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
2
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
3
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
4
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28 июля. И пока сайт не будет обновляться, мы предлагаем посмотреть дайджест наших текстов за этот год и спланировать свой досуг и поездки
04.07.2025
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
5
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
6
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
7
Непрерывная линия Ребекки Хорн проведена в замке Кастелло ди Риволи
В Италии проходит выставка, посвященная наследию немецкой художницы-визионера, ключевое место на которой отведено инсталляции «Оставляя прорези в прошлом»
28.07.2025
Непрерывная линия Ребекки Хорн проведена в замке Кастелло ди Риволи
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+