18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Почему ретроспектива Джаспера Джонса в Музее Уитни стала неудачей?

Джаспер Джонс. «Три флага». 1958. Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY
Джаспер Джонс. «Три флага». 1958.
Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

У 91-летнего художника давно не было больших выставок. Для ретроспективы «Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» в Музее американского искусства Уитни собрали почти 250 произведений. Критики считают, что такое огромное количество работ мешает их восприятию

«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» — заслуженная ретроспектива 91-летнего художника в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни, представляющая почти 250 произведений. Сама по себе идея ретроспективы прекрасна, у Джонса в США их не было более 20 лет, проблема в том, что выставка в Уитни — предельно беспомощное нагромождение однообразия. В результате после выставки посетители испытывают к художнику меньше симпатии, чем до нее.

«Мишень с четырьмя лицами» (1955), «Три флага» (1958) и «Карта» (1961) Джаспера Джонса обладают захватывающей, хоть и причудливой красотой, холодной и отчужденной, но густой, как глазурь на торте. Они вполне заслуженно упоминаются во всех курсах истории послевоенного американского искусства. Джонс гениально сочетал энкаустику и коллаж, создавая поверхности, заставляющие всматриваться внимательнее.

Джаспер Джонс. 1964. Фото: Ugo Mulas Heirs
Джаспер Джонс. 1964.
Фото: Ugo Mulas Heirs

«Белый флаг» (1955) попросту великолепен. Это контрапункт к каплям Джексона Поллока и ударам Виллема де Кунинга. Для создания своих произведений Джонс использует флаги, цифры и карты.

Джонс смешивает краску с газетными обрывками, что не только придает ей особую текстуру, но и добавляет в картину кусочки иллюстраций и слов.

Будучи южанином, он был в достаточной степени аутсайдером. Будучи геем, он никогда особо об этом не распространялся. Говорят, что «Мишень с четырьмя лицами» отсылает к вынужденной скрытности геев в 1950-е. Находясь в положении мишени, они выбирали невидимость.

В 1954 году Джонс сжег все свои юношеские работы. Ему приснился американский флаг, и, как сообщается на выставке в Уитни, именно так родилась легенда. Последовало несколько фантастических лет, но где-то в начале 1960-х они сменились периодом узкого видения. Банки растворимого кофе, пивные банки, флаги, карты, цифры в разных техниках, а позднее человечки и скелеты — большинство мотивов повторяется снова и снова.

Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960. Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York
Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960.
Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York

Несмотря на то что ретроспектива в целом получилась очень скучной, в ней есть внезапные проблески пронзительной красоты, неизменно темной или серой. «Ночной водитель» (1960), пастель с углем и коллажем, остановила и захватила мое внимание.

Я очень люблю Музей Уитни и восхищаюсь его директором и кураторами, но «Сознание/Зеркало» должно быть выставкой максимум из полутора сотен экспонатов. Ее уже и так расширяет и дополняет каталог, который мне очень понравился. Думаю, это будет одна из ключевых книг о Джонсе.

Музей американского искусства Уитни
«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало»
До 13 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+