18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Венецию к 2100 году разрушит повышение уровня моря

Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры. Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры.
Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Венецианский институт науки, литературы и искусства призывает премьер-министра Италии Марио Драги принять меры по спасению города, здания которого разрушаются из-за неуклонного повышения уровня воды

По случаю 26-й конференции ООН по климату КС-26 одна из самых авторитетных итальянских научных организаций — Венецианский институт науки, литературы и искусства — обратилась к премьер-министру Италии Марио Драги с просьбой создать новый комитет для защиты Венеции от повышения уровня моря. Ведь не только Венеция, но и Италия в целом не выработала четкой национальной стратегии по борьбе с этой проблемой.

Ученые давно предупреждают, что относительный уровень моря в Средиземноморье будет повышаться с той же скоростью, что и в океанах; в 2011 году эксперты CNR-ISMAR, ведущего итальянского исследовательского института океанологии, заявили, что, без сомнений, в итоге он достигнет значения, которое положит конец существованию Венецианской лагуны и города.

Региональные прогнозы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) на 2021 год предусматривают повышение относительного уровня моря к концу столетия на 28–55 см при оптимистичной оценке последствий глобального потепления и на 63–101 см при пессимистичной. В случае Венеции любой сценарий усугубится оседанием геологической платформы, на которой расположен город, примерно на 2 мм в год. Вероятно, барьеры — проект MOSE — придется закрывать более 260 раз в год, что нанесет непоправимый ущерб экосистеме лагуны и городу.

Наводнение в Венеции в 2019 году. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС
Наводнение в Венеции в 2019 году.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС

«Средний уровень воды в Венеции достиг самой высокой отметки за всю историю города. С 1897 года (когда нулевая точка отсчета была установлена на мареографе Пунта делла Салюте) уровень воды в лагуне поднялся как минимум на 35 см, — говорит Марио Пьяна, архитектор собора Святого Марка, профессор венецианского университета IUAV, член Венецианского института науки, литературы и искусства. — Соленая вода, пропитывающая грунт, в который вбиты сваи построек, медленно поднимается по несущим стенам метр за метром. Это непрерывный процесс. Вода испаряется, что приводит к уже аномальной концентрации солей (в 1 куб. м стены нередко можно обнаружить 70–80 кг соли), которые растворяются и кристаллизуются снова и снова, разрушая фундаменты и кирпичные стены. Повреждено уже около 15 тыс. зданий. Стены „едут“ — а это самое опасное для каменной кладки. Ущерб, вызванный капиллярной влагой, можно сдержать, если создать влагонепроницаемые каналы в стенах, при этом удалив нижние уровни кладки и заменив их новыми. Другой путь — процесс обессоливания стен с помощью длительной промывки, позволяющей лучше сохранить исторический облик здания. Однако польза от всех этих сложных и дорогостоящих мер уменьшится, если уровень воды поднимется всего на 20–30 см (а это как раз то, что прогнозируется в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата 2021 года, если глобальное потепление ограничится двумя градусами), и полностью сведется на нет, если подъем составит 70 см (при повышении на три градуса)».

Инициаторы открытого письма, бывший и нынешний президенты Венецианского института Герардо Орталли и Андреа Ринальдо, а также автор этой статьи считают, что Драги должен найти радикально новый подход к управлению защитой Венеции и ее лагуны. Авторы письма призывают создать новый комитет, наделенный всеми полномочиями, который был бы независимым от местных политических разборок и мог бы действительно защитить Венецию, определив ее экосистему на столетия вперед. В качестве примера для подражания приводится программа «Дельта» в Нидерландах — так может выглядеть новая организация. Многие считают, что к вопросу стоит привлечь Европейский союз. 

Автор статьи в 1999–2012 годах возглавляла фонд «Венеция в опасности», является членом Венецианского института науки, литературы и искусства и редактором-основателем The Art Newspaper.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+