Галерея Уффици открыла экспозицию русской иконы из собрания Медичи

Вид экспозиции. Фото: Gallerie degli Uffizi
Вид экспозиции.
Фото: Gallerie degli Uffizi

На первом этаже в отреставрированных и прежде недоступных для публики залах палаццо Питти представлено около 80 икон, собранных Медичи в XVIII–XIX веках

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» открылась в палаццо Питти (Галерея Уффици, Флоренция) 2 января. В залах знаменитого дворца демонстрируется 78 икон, собранных представителями династии Медичи и ее преемниками из Лотарингского дома в XVIII–XIX веках. Это собрание, как говорят в музее, является хронологически самой ранней коллекцией русской, украинской и белорусской иконописи за пределами России.

Экспонаты разместили на первом этаже, в четырех только что отреставрированных больших залах с фресками XVII века, обращенных во внутренний двор. Этикетаж, как отдельно подчеркивается в пресс-релизе, выполнен не только на итальянском и английском, но и «на кириллице». Эта анфилада залов прежде не принимала туристов на регулярной основе. Также в палаццо Питти отреставрировали и открыли для посещения Палатинскую капеллу с фресками XIX века Луиджи Адемолло.

Икона «Воскресение. Сошествие во ад» и икона Христа Спасителя. Фото: Gallerie degli Uffizi
Икона «Воскресение. Сошествие во ад» и икона Христа Спасителя.
Фото: Gallerie degli Uffizi

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт по этому поводу заявил: «Открытие Музея русских икон, совпавшее с открытием Палатинской капеллы, вернувшей свое великолепие благодаря искусному освещению, — это большой шаг к тому, чтобы сделать доступными для публики все украшенные фресками залы на первом этаже палаццо Питти. До сих пор эти прекрасные интерьеры (ранее — жилые комнаты тосканских герцогов), к сожалению, использовались в основном в качестве служебных помещений. Близость залов русских икон к Палатинской капелле становится метафорой конфессионального моста между православными и католиками, напоминающей об общих духовных корнях и культурном обмене между Италией и Россией, имевшем место на протяжении веков и сохраняющемся до сих пор».

Вид экспозиции. Фото: Gallerie degli Uffizi
Вид экспозиции.
Фото: Gallerie degli Uffizi

Собрание русских икон Уффици состоит из памятников конца XVI — середины XVIII века. Древнейшие экземпляры принадлежали герцогам из семьи Медичи и использовались как предметы культа. Они упоминаются уже в середине XVII столетия в описях обстановки Часовни реликвий в палаццо Питти. Самая большая группа икон прибыла во Флоренцию в период правления представителя новой династии — Франческо II Лотарингского (в будущем — императора Франца I Стефана), великого герцога Тосканского с 1737 года. Сохранилась их опись 1761 года, что делает это собрание русских икон наиболее ранним среди иностранных. Непродолжительное время в конце XVIII века эта коллекция иконописи демонстрировалась в Уффици, что было связано с возникшим тогда интересом к византийской живописи и христианским древностям. Однако в 1796 году многие из икон были сняты с экспозиции и отправлены в основном на виллу Медичи в Кастелло, где находились до начала ХХ века. В последние годы предпринимались попытки снова включить коллекцию в маршруты городских музеев — сначала в палаццо Питти, затем в Галерее Академии, но долгое время они оставались безуспешными.

Куратор отдела русских икон Уффици Даниела Паренти, довольная открытием экспозиции, считает, что возвращение русских икон в палаццо Питти приближает нас к пониманию того, насколько обширными были коллекционерские интересы тосканских герцогов.

Иконы «Великомученица Екатерина Александрийская» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Фото: Gallerie degli Uffizi
Иконы «Великомученица Екатерина Александрийская» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Фото: Gallerie degli Uffizi

Древнейшие русские иконы из собрания Уффици созданы в XVI–XVII веках и восходят к изографам Оружейной палаты Московского Кремля. Многие иконы начала XVIII столетия следуют образцам московской школы, но, скорее всего, были изготовлены в провинциальных мастерских Центральной России. Несколько образов, вероятно, происходят из Костромы и Ярославля. «В основном это доски среднего и малого размера, предназначенные для использования дома и в поездках», — сообщает музей.

Среди наиболее ценных икон упоминаются двухчастный Менологий 1730–1750-х годов и образ святой Екатерины в окладе, датируемый 1693–1694 годами и относящийся к мастерской Оружейной палаты (автор предположительно Кирилл Уланов). Богоматерь Тихвинская имеет подпись Василия Грязнова и дату — 1728 год. Древнейшие иконы в коллекции, из числа хранившихся в часовне палаццо Питти в 1639 году при Фердинанде II Медичи и его супруге Виттории делла Ровере, — «О Тебе радуется» (1575–1600, Москва) и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1590–1610, Москва).

Виртуальная выставка, названная La Luce del Sacro: Icone russe a Palazzo Pitti, также доступна на сайте Галереи Уффици.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+