18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века

Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на презентации, посвященной этому событию, назвала реставрацию уникальной. «Я думаю, что наряду с „Рабочим и колхозницей“ скульптура Иосифа Чайкова „Футболисты“ входит в число самых важных памятников скульптуры ХХ века в нашей стране, да и в дальнейшей мировой перспективе. Во всей европейской скульптуре первой половины ХХ века нет другой работы, которая была бы конструктивно сделана настолько на грани возможностей, на грани риска».

Иосиф Чайков (1888–1979) начал работу над «Футболистами» в конце 1920-х годов, он много экспериментировал со скульптурой со смещенным центром тяжести. Тогда был изготовлен гипсовый вариант высотой около 80 см (эта модель сохранилась, с 1980-х годов она находится в собрании ГТГ, куда поступила из мастерской скульптора после его смерти). При подготовке Советского Союза ко Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке было решено создать ее увеличенный вариант в бронзе.

По словам Ирины Седовой, заведующей отделом скульптуры ГТГ, о том, как в 1938 году продвигался проект по воплощению гипсовой модели в бронзу, сохранилось много интересных документальных свидетельств. «У гипсового варианта совсем иной вид основания. Не плоский круг, а в виде приподнятого диска, напоминающий летающую тарелку, правда, со слегка стесанной нижней частью — для устойчивости. Но почему-то литейщик Владимир Лукьянов не смог сделать задуманную Чайковым форму. Видимо, что-то конструктивно не получалось. Любопытно, что вместе с Лукьяновым и Чайковым, который наверняка не выходил из мастерской, работал еще специально приставленный к ним конструктор, предлагавший делать отливку иначе с точки зрения распределения масс. Однако Лукьянов сумел последовать идеям Чайкова о равновесии», — рассказала она.

Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938. Фрагмент. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938. Фрагмент.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Тема поиска точки опоры преследовала Чайкова десятилетиями, он возвращался к ней в 1950-х годах (в фондах музея есть работа и этих лет). Как уточнила Ирина Седова, для «Футболистов» он нашел уникальное художественное решение с энергичной закручивающейся композицией, при этом у спортсменов идеально спокойные лица — согласно греческому канону. «Этот контраст усиливает эффект от статуи. Чайков в юности обучался скульптуре во Франции, и эта школа стала той основой, которая помогла ему создать выдающееся произведение». В США в конце 1930-х работа вызвала большой резонанс и огромный интерес публики, в том числе из-за сложнейшего технического решения: весь массив бронзы имеет только одну точку опоры — пятку нижнего спортсмена.

В 1941 году «Футболисты» были переданы в Третьяковку (судя по архивным документам, они поступили на постоянное хранение 7 июня, всего за две недели до начала войны) и до 1970-х годов стояли на улице, перед зданием. Затем скульптуру перенесли в залы экспозиции, однако к нашим дням, несмотря на реставрационные работы советского периода, она все же пришла, по выражению сотрудников музея, «в сложное состояние».

Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова сообщила, что каждый год музей реставрирует более 600 предметов. «В этом году, в частности, мы отчитаемся Министерству культуры за 659 экспонатов. Однако бывают такие реставрации, которые превращаются в отдельную многолетнюю историю. Для того чтобы реализовать проект с „Футболистами“, пришлось решить целый комплекс задач. И в итоге мы чрезвычайно удовлетворены», — сказала она. Особо главный хранитель отметила деятельность Людмилы Марц, предыдущей заведующей отделом скульптуры XX–XXI веков, которая обратила внимание на сохранность «Футболистов» и чрезвычайно активно инициировала их реставрацию.

Процесс был непростым как из-за размера статуи (высота 290 см, вес более 800 кг), так и из-за ее сложных пространственных объемов. Работы удалось провести благодаря спонсорской поддержке АО «Управляющая компания Динамо» (подразделение ВТБ — постоянного мецената музея). Эта поддержка тем более символична, что уменьшенное повторение «Футболистов» украшает кубок чемпионата России по футболу.

Кроме того, успешной реставрации способствовало то, что в 2017 году ГТГ смогла оборудовать (также на деньги спонсоров) в здании на Крымском Валу скульптурные мастерские для реставрации произведений ХХ века. Этот фонд включает около 5 тыс. единиц хранения, которым нужна регулярная помощь. С открытием мастерских музей получил технические возможности вести реставрацию «Футболистов» прямо в здании Третьяковки. Хотя в сами мастерские скульптуру переместить не удалось — уж больно велика. Александр Карандашев, заведующий отделом научной реставрации скульптуры ХХ века, объяснил, что «Футболистов» с помощью специальных кран-балок передвинули с привычного места в зале Дейнеки в соседний зал, который был временно закрыт для публики и вычеркнут из экскурсионного маршрута по четвертому этажу. Реставрация длилась более четырех лет, из которых два пришлись на пандемию. Работами, помимо сотрудников ГТГ, занимались специалисты «Реставрационной мастерской „Наследие“».

Монтаж. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Монтаж.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Михаил Татарников, художник-реставратор отдела научной реставрации скульптуры ХХ века, пояснил нашему изданию, что аварийность «Футболистов» заключалась в первую очередь в состоянии плинта — круглой плиты основания статуи. Снаружи покрытый медным сплавом, внутри плинт состоял из черного металла. За время пребывания на улице металл коррозировал и утратил стабильность. Скульптура стала накреняться, плинт в центре — проваливаться. После заключения «Футболистов» в специальную «кассету» плинт был демонтирован, его отреставрировали, поместили внутрь новый конструктив из черного металла. В процессе демонтажа плинта сняли опоясывавший его декоративный обод, служивший для укрепления (статую в 1938 году отливали очень быстро и, видимо, боялись, что плинт может не выдержать). Сейчас надобность в этом ободе отпала. Кстати, под ним обнаружилась неизвестная прежде надпись «Всекохудожник» — это организация, которая занималась отливкой статуи.

Затем, как рассказал Татарников, фигуры спортсменов вновь прикрепили к плинту. Сами фигуры — в нижней части цельнолитые, а в верхней пустотелые, за исключением отдельных элементов, специально сделанных автором тяжелыми с целью балансировки масс, — находились в относительно нормальном состоянии. За время бытования скульптуры ее несколько раз красили, так что с поверхностью тоже пришлось поработать. Патинирование было произведено заново, причем итоговый эффект вызывал разногласия и пришлось многократно созывать реставрационные советы. В настоящее время процесс патинирования продолжается, он будет завершен прямо в экспозиции.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+