Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века

Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на презентации, посвященной этому событию, назвала реставрацию уникальной. «Я думаю, что наряду с „Рабочим и колхозницей“ скульптура Иосифа Чайкова „Футболисты“ входит в число самых важных памятников скульптуры ХХ века в нашей стране, да и в дальнейшей мировой перспективе. Во всей европейской скульптуре первой половины ХХ века нет другой работы, которая была бы конструктивно сделана настолько на грани возможностей, на грани риска».

Иосиф Чайков (1888–1979) начал работу над «Футболистами» в конце 1920-х годов, он много экспериментировал со скульптурой со смещенным центром тяжести. Тогда был изготовлен гипсовый вариант высотой около 80 см (эта модель сохранилась, с 1980-х годов она находится в собрании ГТГ, куда поступила из мастерской скульптора после его смерти). При подготовке Советского Союза ко Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке было решено создать ее увеличенный вариант в бронзе.

По словам Ирины Седовой, заведующей отделом скульптуры ГТГ, о том, как в 1938 году продвигался проект по воплощению гипсовой модели в бронзу, сохранилось много интересных документальных свидетельств. «У гипсового варианта совсем иной вид основания. Не плоский круг, а в виде приподнятого диска, напоминающий летающую тарелку, правда, со слегка стесанной нижней частью — для устойчивости. Но почему-то литейщик Владимир Лукьянов не смог сделать задуманную Чайковым форму. Видимо, что-то конструктивно не получалось. Любопытно, что вместе с Лукьяновым и Чайковым, который наверняка не выходил из мастерской, работал еще специально приставленный к ним конструктор, предлагавший делать отливку иначе с точки зрения распределения масс. Однако Лукьянов сумел последовать идеям Чайкова о равновесии», — рассказала она.

Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938. Фрагмент. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Иосиф Чайков. «Футболисты». 1938. Фрагмент.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Тема поиска точки опоры преследовала Чайкова десятилетиями, он возвращался к ней в 1950-х годах (в фондах музея есть работа и этих лет). Как уточнила Ирина Седова, для «Футболистов» он нашел уникальное художественное решение с энергичной закручивающейся композицией, при этом у спортсменов идеально спокойные лица — согласно греческому канону. «Этот контраст усиливает эффект от статуи. Чайков в юности обучался скульптуре во Франции, и эта школа стала той основой, которая помогла ему создать выдающееся произведение». В США в конце 1930-х работа вызвала большой резонанс и огромный интерес публики, в том числе из-за сложнейшего технического решения: весь массив бронзы имеет только одну точку опоры — пятку нижнего спортсмена.

В 1941 году «Футболисты» были переданы в Третьяковку (судя по архивным документам, они поступили на постоянное хранение 7 июня, всего за две недели до начала войны) и до 1970-х годов стояли на улице, перед зданием. Затем скульптуру перенесли в залы экспозиции, однако к нашим дням, несмотря на реставрационные работы советского периода, она все же пришла, по выражению сотрудников музея, «в сложное состояние».

Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова сообщила, что каждый год музей реставрирует более 600 предметов. «В этом году, в частности, мы отчитаемся Министерству культуры за 659 экспонатов. Однако бывают такие реставрации, которые превращаются в отдельную многолетнюю историю. Для того чтобы реализовать проект с „Футболистами“, пришлось решить целый комплекс задач. И в итоге мы чрезвычайно удовлетворены», — сказала она. Особо главный хранитель отметила деятельность Людмилы Марц, предыдущей заведующей отделом скульптуры XX–XXI веков, которая обратила внимание на сохранность «Футболистов» и чрезвычайно активно инициировала их реставрацию.

Процесс был непростым как из-за размера статуи (высота 290 см, вес более 800 кг), так и из-за ее сложных пространственных объемов. Работы удалось провести благодаря спонсорской поддержке АО «Управляющая компания Динамо» (подразделение ВТБ — постоянного мецената музея). Эта поддержка тем более символична, что уменьшенное повторение «Футболистов» украшает кубок чемпионата России по футболу.

Кроме того, успешной реставрации способствовало то, что в 2017 году ГТГ смогла оборудовать (также на деньги спонсоров) в здании на Крымском Валу скульптурные мастерские для реставрации произведений ХХ века. Этот фонд включает около 5 тыс. единиц хранения, которым нужна регулярная помощь. С открытием мастерских музей получил технические возможности вести реставрацию «Футболистов» прямо в здании Третьяковки. Хотя в сами мастерские скульптуру переместить не удалось — уж больно велика. Александр Карандашев, заведующий отделом научной реставрации скульптуры ХХ века, объяснил, что «Футболистов» с помощью специальных кран-балок передвинули с привычного места в зале Дейнеки в соседний зал, который был временно закрыт для публики и вычеркнут из экскурсионного маршрута по четвертому этажу. Реставрация длилась более четырех лет, из которых два пришлись на пандемию. Работами, помимо сотрудников ГТГ, занимались специалисты «Реставрационной мастерской „Наследие“».

Монтаж. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Монтаж.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Михаил Татарников, художник-реставратор отдела научной реставрации скульптуры ХХ века, пояснил нашему изданию, что аварийность «Футболистов» заключалась в первую очередь в состоянии плинта — круглой плиты основания статуи. Снаружи покрытый медным сплавом, внутри плинт состоял из черного металла. За время пребывания на улице металл коррозировал и утратил стабильность. Скульптура стала накреняться, плинт в центре — проваливаться. После заключения «Футболистов» в специальную «кассету» плинт был демонтирован, его отреставрировали, поместили внутрь новый конструктив из черного металла. В процессе демонтажа плинта сняли опоясывавший его декоративный обод, служивший для укрепления (статую в 1938 году отливали очень быстро и, видимо, боялись, что плинт может не выдержать). Сейчас надобность в этом ободе отпала. Кстати, под ним обнаружилась неизвестная прежде надпись «Всекохудожник» — это организация, которая занималась отливкой статуи.

Затем, как рассказал Татарников, фигуры спортсменов вновь прикрепили к плинту. Сами фигуры — в нижней части цельнолитые, а в верхней пустотелые, за исключением отдельных элементов, специально сделанных автором тяжелыми с целью балансировки масс, — находились в относительно нормальном состоянии. За время бытования скульптуры ее несколько раз красили, так что с поверхностью тоже пришлось поработать. Патинирование было произведено заново, причем итоговый эффект вызывал разногласия и пришлось многократно созывать реставрационные советы. В настоящее время процесс патинирования продолжается, он будет завершен прямо в экспозиции.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+