18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Краснодеревщик французских королей и мечта коллекционера

№97
Материал из газеты

Вышел завершающий том богато иллюстрированного издания, посвященного работам великого мебельного мастера Жан-Анри Ризенера. В новой книге рассказывается об увлечении его шедеврами, охватившем британских, а позже и американских коллекционеров

Монументальный пятилетний труд завершается томом, который содержит описание предметов мебели королевского краснодеревщика Жан-Анри Ризенера (1734–1806) из трех крупных британских коллекций: Собрания Уоллеса, поместья Уоддесдон и Королевской коллекции. В них хранятся великолепнейшие образцы работ Ризенера, превосходят которые только те его вещи, что рассеяны по французским музеям (Версаль, Компьень, Лувр, Фонтенбло, Шантийи).

Материал в книге преподнесен необычно: основное внимание уделено не истории создания предметов, которая хорошо известна благодаря прежним каталогам, а мебели как таковой. Исследуются техника изготовления, древесина, особенности украшения.

Впрочем, подход этот не так уж нов. Он встречался в качестве эксперимента и в каталоге «Мюнхенская резиденция» с фотографиями ящиков и каркасов мебели из бывшего дворца баварских правителей, и в первом томе каталога Музея Гетти, где значительное место уделено сообщениям реставраторов, мнение которых порой противоречит взглядам искусствоведов. За последние два десятилетия именно реставраторы внесли значительный вклад в исследование мебели, что связано с развитием научного инструментария: дендрохронологии, методов точной идентификации экзотической древесины, анализа минеральных красителей и так далее. Выросло поколение реставраторов, обладающих научной уверенностью и соперничающих с историками искусства.

Но ценность этой книги не ограничивается техническими исследованиями — ее авторы стремились прояснить и текущее состояние знаний о Ризенере. Хотя глава, посвященная его биографии, вряд ли содержит новые сведения (ключевые документы уже были опубликованы в работах Франсуа де Сальверта и Пьера Верле), Кристиан Болез прояснил некоторые обстоятельства, связанные с семьей мастера. Его единственный сын Анри-Франсуа предпочел стать художником, а не наследовать мастерскую отца-краснодеревщика. А одна из четырех падчериц от первого брака впоследствии стала матерью живописца Эжена Делакруа.

Кроме того, Болез развеивает старый миф о том, что дело Ризенера погубила Великая французская революция. На самом деле за счет продаж собственности эмигрантов и приговоренных к смерти их многочисленные кредиторы, включая прославленного мебельщика, могли получить свои деньги обратно. У Ризенера появились наличные средства, которые он, опасаясь инфляции, быстро вложил в недвижимость. Именно это превращение из ремесленника в рантье положило конец деятельности великого мастера. Ризенер перебрался в центр Парижа, где поселился на улице Сент-Оноре вместе со второй женой Мари-Анной-Шарлоттой Грезель, с которой развелся незадолго до своей смерти в 1806 году.

Во втором разделе книги, посвященном британским и американским коллекционерам, Руфус Берд рассматривает мебельные приобретения короля Георга IV в историческом контексте. Оказывается, до 1817 года в Британии имя Ризенера было неизвестно. Поскольку британские клиенты 1780-х годов, очевидно, не общались напрямую с мастером, работавшим для двора и по заказам самых именитых аристократов, предметы мебели его авторства приобретались ими через крупных торговцев. Хелен Джейкобсен исследует судьбу мебели Ризенера на британских рынках XIX века. Аналогично тому, как Эженом Виолле-ле-Дюком был создан «улучшенный» средневековый стиль, появился и «улучшенный Ризенер». Например, на Всемирной выставке 1867 года в Париже копии, сделанные Грое, считались технически превосходящими оригинальные предметы мебели Ризенера и украшавшие их бронзовые детали работы Пьера Гутьера. В 1880-х, как рассказывает Ульрих Лебен, крупными предметами мебели Ризенера с королевским провенансом в Британии интересовался Фердинанд де Ротшильд. Ценители из нового поколения коллекционеров появились и за океаном.

Наряду с необходимостью выявить характерные черты не поддающегося определению стиля Ризенера, пока остаются без ответа и другие вопросы. Например, как была организована работа в его мастерской? Что стало с предметами ореховой мебели, которую Ризенер поставлял в королевское хранилище? Остается вопрос и о субподрядчиках, то есть мебельщиках района Фобур-Сент-Антуан, к которым обращался мастер при выполнении монарших заказов. Но пока не составлен всеобъемлющий каталог его работ, значение первой серьезной монографии о Ризенере трудно переоценить.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+