18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Из 30-тысячного наследия Анатолия Зверева отобрали лучшее

№97
Материал из газеты

В честь 90-летия Анатолия Зверева Музей AZ представляет выставку «Я люблю Зверева. Шедевры московских коллекций», где показывает лучшие образцы творчества легендарного нонконформиста как из собственной коллекции, так и из других частных собраний

Только что Анатолию Звереву, одинокому гению-самоучке, исполнилось 90 лет. И хотя его земной путь остановился на 55, художнику не подходит прошедшее время. Его жизнь давно и прочно упакована в легенды. Сейчас не важно, называл ли он себя учеником Леонардо, а всех знакомых дам — «старухами», расплачивался ли в такси дубленкой коллекционера Георгия Костаки, который поддерживал художника. Мифы стали частью наследия Зверева, материальная часть которого оценивается в 30 тыс. (!) произведений. Это наследие по большей части разобрано музеями и коллекционерами — от ранних автопортретов до поздних абстракций, от рисунков 1960-х годов к сказкам Андерсена до размышлений в живописи 1980-х на темы «Дон Кихота» Сервантеса. Здесь уместно вспомнить, что в 1956 году в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) состоялась выставка «Недавние приобретения из Европы». Гуашь Зверева «Яблоки» (1955) попала в Большое яблоко. И в какой компании — Бранкузи, Бэкон, Дюбюффе, Кокошка, Матисс, Моне, Пикассо, Ренуар, Сутин! На следующий год — выставка новых поступлений рисунков. В аналогичной звездной компании — зверевский рисунок чернилами «Голова ребенка». В каталоге отдельно указано, что гуашь молодого русского художника уже была показана в MoMA.

В проекте Музея AZ собрано 140 картин и рисунков из шести коллекций: Сергея Александрова, Давида Гольдферта, Марка Курцера, Игоря Маркина, Наталии Опалевой, Андрея Тимохина. Большинство произведений ранее не выставлялось. «Из многочисленных московских коллекций работ Анатолия Зверева для новой выставки мы выбрали несколько собраний, на наш взгляд наиболее интересных и значимых, — рассказала Полина Лобачевская, куратор выставки и арт-директор Музея AZ. — Мы познакомим зрителей с картинами из коллекции бизнесмена Давида Гольдферта, в которой находятся удивительные произведения раннего Зверева (куратор коллекции Виктория Ступина); представим картины из собрания врача Марка Курцера, бизнесмена Сергея Александрова, директора музея современного искусства ART4 Игоря Маркина, который приобрел у наследника первооткрывателя Зверева Александра Румнева феноменальную серию иллюстраций молодого художника к петербургским повестям Гоголя; покажем работы из собрания Наталии Опалевой — основателя и владелицы Музея AZ».

Создание выставочного проекта — это прежде всего отбор, особенно когда имеешь дело с таким плодовитым мастером, как Анатолий Зверев. Когда речь зашла о том, чтобы объединиться по случаю 90-летия художника, все коллекционеры радостно откликнулись и произнесли самые лучшие на свете слова: «Я люблю Зверева».

Выставку сопровождает одноименный фильм режиссера и сценариста Елены Лобачевской, созданный специально для Музея AZ.

Музей AZ
«Я люблю Зверева»
До 4 мая 2022

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+