18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Рабочий клуб» Александра Родченко реконструирован со всеми острыми углами

Знаменитый конструктивистский интерьер воспроизведен с максимальным соблюдением оригинальных технологий 1925 года студентами и преподавателями Строгановки при поддержке фонда Art Russe

Интерьер «Рабочего клуба» был разработан Александром Родченко к Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году и должен был пропагандировать эстетику конструктивизма и в целом новую, прогрессивную позицию молодого государства рабочих и крестьян. Интерьер, решенный в четырех цветах и наполненный трансформируемыми предметами мебели, произвел сенсацию. С тех пор «Рабочий клуб», известный по фотографиям, а также чертежам и рисункам Родченко, стал образцовым воплощением конструктивизма в мировой истории дизайна ХХ века.

Оригинальный комплект, изготовленный на мебельной фабрике во французском Аньере специально для участия в выставке, был подарен Коммунистической партии Франции, и судьба его неизвестна. «Рабочий клуб» неоднократно реконструировался, целиком или отдельными предметами; самая известная реконструкция была сделана немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее.

Новой реконструкцией занимались в рамках соглашения с фондом Art Russe студенты и выпускники кафедры «Дизайн мебели» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по материалам семейного архива Родченко, переданным внуком мастера — профессором вуза Александром Лаврентьевым.

Как объясняет заведующий кафедрой Кирилл Чебурашкин, «комплект, хранящийся в Третьяковке и воспринимающийся эталонным, был создан для временной выставки современными методами — из МДФ (древесно-волокнистой плиты) круглыми фрезами на станках с программным управлением». «В то время как эстетика конструктивизма предполагает острые углы и грани, в том числе на внутренних частях предметов. Издали разница не ощущается, однако вблизи заметна. Скругленные углы и конструктивизм — это взаимоисключающие вещи. Мы использовали традиционные столярные технологии, которые могли быть применены в 1925 году. Материалами стали клееная фанера и массив дерева, покрытие — эмалевые краски, которые со времен Родченко не очень сильно изменились», — говорит он.

Первым объектом реконструкции стал знаменитый шахматный красно-черный стол — дипломная работа Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г.Строганова. Стол дополнили набором деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизм, разработанным в 1976 году тогда еще молодыми специалистами ВНИИТЭ — художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым.

Затем было принято решение, поддержанное фондом Art Russe и его основателем, президентом Федерации шахмат Андреем Филатовым, восстановить весь комплект мебели: уникальный стенд для фотографий с шестигранными барабанами, трансформирующиеся рабочие столы со стульями, книжные полки. Студентами и преподавателями Строгановки создано два комплекта мебели. Один передан во Францию и в ближайшее время станет экспонатом коллекции шато Ла-Грас-де-Приер в Сент-Эмильоне, другой размещен на кафедре «Дизайн мебели», по праву считающей себя преемницей знаменитого дерметфака ВХУТЕМАСа, на котором когда-то преподавал Александр Родченко.

«Наш „Рабочий клуб“ — живое пространство, где студенты учатся и отдыхают, — говорит Кирилл Чебурашкин. — У нас есть уникальная возможность наблюдать и анализировать сильные и слабые стороны воссозданного клуба. И — как профессионалам — искать компромиссные решения между аутентичной эстетикой и современными функциональными требованиями к административно-образовательному пространству. Проект призван дать шанс на реализацию прекрасной утопии 100-летней давности, ставшей визитной карточкой отечественного мебельного дизайна».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+