18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Рабочий клуб» Александра Родченко реконструирован со всеми острыми углами

Знаменитый конструктивистский интерьер воспроизведен с максимальным соблюдением оригинальных технологий 1925 года студентами и преподавателями Строгановки при поддержке фонда Art Russe

Интерьер «Рабочего клуба» был разработан Александром Родченко к Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году и должен был пропагандировать эстетику конструктивизма и в целом новую, прогрессивную позицию молодого государства рабочих и крестьян. Интерьер, решенный в четырех цветах и наполненный трансформируемыми предметами мебели, произвел сенсацию. С тех пор «Рабочий клуб», известный по фотографиям, а также чертежам и рисункам Родченко, стал образцовым воплощением конструктивизма в мировой истории дизайна ХХ века.

Оригинальный комплект, изготовленный на мебельной фабрике во французском Аньере специально для участия в выставке, был подарен Коммунистической партии Франции, и судьба его неизвестна. «Рабочий клуб» неоднократно реконструировался, целиком или отдельными предметами; самая известная реконструкция была сделана немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее.

Новой реконструкцией занимались в рамках соглашения с фондом Art Russe студенты и выпускники кафедры «Дизайн мебели» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по материалам семейного архива Родченко, переданным внуком мастера — профессором вуза Александром Лаврентьевым.

Как объясняет заведующий кафедрой Кирилл Чебурашкин, «комплект, хранящийся в Третьяковке и воспринимающийся эталонным, был создан для временной выставки современными методами — из МДФ (древесно-волокнистой плиты) круглыми фрезами на станках с программным управлением». «В то время как эстетика конструктивизма предполагает острые углы и грани, в том числе на внутренних частях предметов. Издали разница не ощущается, однако вблизи заметна. Скругленные углы и конструктивизм — это взаимоисключающие вещи. Мы использовали традиционные столярные технологии, которые могли быть применены в 1925 году. Материалами стали клееная фанера и массив дерева, покрытие — эмалевые краски, которые со времен Родченко не очень сильно изменились», — говорит он.

Первым объектом реконструкции стал знаменитый шахматный красно-черный стол — дипломная работа Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г.Строганова. Стол дополнили набором деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизм, разработанным в 1976 году тогда еще молодыми специалистами ВНИИТЭ — художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым.

Затем было принято решение, поддержанное фондом Art Russe и его основателем, президентом Федерации шахмат Андреем Филатовым, восстановить весь комплект мебели: уникальный стенд для фотографий с шестигранными барабанами, трансформирующиеся рабочие столы со стульями, книжные полки. Студентами и преподавателями Строгановки создано два комплекта мебели. Один передан во Францию и в ближайшее время станет экспонатом коллекции шато Ла-Грас-де-Приер в Сент-Эмильоне, другой размещен на кафедре «Дизайн мебели», по праву считающей себя преемницей знаменитого дерметфака ВХУТЕМАСа, на котором когда-то преподавал Александр Родченко.

«Наш „Рабочий клуб“ — живое пространство, где студенты учатся и отдыхают, — говорит Кирилл Чебурашкин. — У нас есть уникальная возможность наблюдать и анализировать сильные и слабые стороны воссозданного клуба. И — как профессионалам — искать компромиссные решения между аутентичной эстетикой и современными функциональными требованиями к административно-образовательному пространству. Проект призван дать шанс на реализацию прекрасной утопии 100-летней давности, ставшей визитной карточкой отечественного мебельного дизайна».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+