«Рабочий клуб» Александра Родченко реконструирован со всеми острыми углами

Интерьеры воссозданного «Рабочего клуба». Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова
Интерьеры воссозданного «Рабочего клуба».
Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова

Знаменитый конструктивистский интерьер воспроизведен с максимальным соблюдением оригинальных технологий 1925 года студентами и преподавателями Строгановки при поддержке фонда Art Russe

Интерьер «Рабочего клуба» был разработан Александром Родченко к Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году и должен был пропагандировать эстетику конструктивизма и в целом новую, прогрессивную позицию молодого государства рабочих и крестьян. Интерьер, решенный в четырех цветах и наполненный трансформируемыми предметами мебели, произвел сенсацию. С тех пор «Рабочий клуб», известный по фотографиям, а также чертежам и рисункам Родченко, стал образцовым воплощением конструктивизма в мировой истории дизайна ХХ века.

Оригинальный комплект, изготовленный на мебельной фабрике во французском Аньере специально для участия в выставке, был подарен Коммунистической партии Франции, и судьба его неизвестна. «Рабочий клуб» неоднократно реконструировался, целиком или отдельными предметами; самая известная реконструкция была сделана немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее.

Новой реконструкцией занимались в рамках соглашения с фондом Art Russe студенты и выпускники кафедры «Дизайн мебели» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по материалам семейного архива Родченко, переданным внуком мастера — профессором вуза Александром Лаврентьевым.

Как объясняет заведующий кафедрой Кирилл Чебурашкин, «комплект, хранящийся в Третьяковке и воспринимающийся эталонным, был создан для временной выставки современными методами — из МДФ (древесно-волокнистой плиты) круглыми фрезами на станках с программным управлением». «В то время как эстетика конструктивизма предполагает острые углы и грани, в том числе на внутренних частях предметов. Издали разница не ощущается, однако вблизи заметна. Скругленные углы и конструктивизм — это взаимоисключающие вещи. Мы использовали традиционные столярные технологии, которые могли быть применены в 1925 году. Материалами стали клееная фанера и массив дерева, покрытие — эмалевые краски, которые со времен Родченко не очень сильно изменились», — говорит он.

Первым объектом реконструкции стал знаменитый шахматный красно-черный стол — дипломная работа Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г.Строганова. Стол дополнили набором деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизм, разработанным в 1976 году тогда еще молодыми специалистами ВНИИТЭ — художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым.

Воссозданный шахматный стол. Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова
Воссозданный шахматный стол.
Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова

Затем было принято решение, поддержанное фондом Art Russe и его основателем, президентом Федерации шахмат Андреем Филатовым, восстановить весь комплект мебели: уникальный стенд для фотографий с шестигранными барабанами, трансформирующиеся рабочие столы со стульями, книжные полки. Студентами и преподавателями Строгановки создано два комплекта мебели. Один передан во Францию и в ближайшее время станет экспонатом коллекции шато Ла-Грас-де-Приер в Сент-Эмильоне, другой размещен на кафедре «Дизайн мебели», по праву считающей себя преемницей знаменитого дерметфака ВХУТЕМАСа, на котором когда-то преподавал Александр Родченко.

«Наш „Рабочий клуб“ — живое пространство, где студенты учатся и отдыхают, — говорит Кирилл Чебурашкин. — У нас есть уникальная возможность наблюдать и анализировать сильные и слабые стороны воссозданного клуба. И — как профессионалам — искать компромиссные решения между аутентичной эстетикой и современными функциональными требованиями к административно-образовательному пространству. Проект призван дать шанс на реализацию прекрасной утопии 100-летней давности, ставшей визитной карточкой отечественного мебельного дизайна».

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+