18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Рабочий клуб» Александра Родченко реконструирован со всеми острыми углами

Интерьеры воссозданного «Рабочего клуба». Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова
Интерьеры воссозданного «Рабочего клуба».
Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова

Знаменитый конструктивистский интерьер воспроизведен с максимальным соблюдением оригинальных технологий 1925 года студентами и преподавателями Строгановки при поддержке фонда Art Russe

Интерьер «Рабочего клуба» был разработан Александром Родченко к Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году и должен был пропагандировать эстетику конструктивизма и в целом новую, прогрессивную позицию молодого государства рабочих и крестьян. Интерьер, решенный в четырех цветах и наполненный трансформируемыми предметами мебели, произвел сенсацию. С тех пор «Рабочий клуб», известный по фотографиям, а также чертежам и рисункам Родченко, стал образцовым воплощением конструктивизма в мировой истории дизайна ХХ века.

Оригинальный комплект, изготовленный на мебельной фабрике во французском Аньере специально для участия в выставке, был подарен Коммунистической партии Франции, и судьба его неизвестна. «Рабочий клуб» неоднократно реконструировался, целиком или отдельными предметами; самая известная реконструкция была сделана немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее.

Новой реконструкцией занимались в рамках соглашения с фондом Art Russe студенты и выпускники кафедры «Дизайн мебели» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по материалам семейного архива Родченко, переданным внуком мастера — профессором вуза Александром Лаврентьевым.

Как объясняет заведующий кафедрой Кирилл Чебурашкин, «комплект, хранящийся в Третьяковке и воспринимающийся эталонным, был создан для временной выставки современными методами — из МДФ (древесно-волокнистой плиты) круглыми фрезами на станках с программным управлением». «В то время как эстетика конструктивизма предполагает острые углы и грани, в том числе на внутренних частях предметов. Издали разница не ощущается, однако вблизи заметна. Скругленные углы и конструктивизм — это взаимоисключающие вещи. Мы использовали традиционные столярные технологии, которые могли быть применены в 1925 году. Материалами стали клееная фанера и массив дерева, покрытие — эмалевые краски, которые со времен Родченко не очень сильно изменились», — говорит он.

Первым объектом реконструкции стал знаменитый шахматный красно-черный стол — дипломная работа Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г.Строганова. Стол дополнили набором деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизм, разработанным в 1976 году тогда еще молодыми специалистами ВНИИТЭ — художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым.

Воссозданный шахматный стол. Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова
Воссозданный шахматный стол.
Фото: Фонд Art Russe/МГПХИ имени С.Г.Строганова

Затем было принято решение, поддержанное фондом Art Russe и его основателем, президентом Федерации шахмат Андреем Филатовым, восстановить весь комплект мебели: уникальный стенд для фотографий с шестигранными барабанами, трансформирующиеся рабочие столы со стульями, книжные полки. Студентами и преподавателями Строгановки создано два комплекта мебели. Один передан во Францию и в ближайшее время станет экспонатом коллекции шато Ла-Грас-де-Приер в Сент-Эмильоне, другой размещен на кафедре «Дизайн мебели», по праву считающей себя преемницей знаменитого дерметфака ВХУТЕМАСа, на котором когда-то преподавал Александр Родченко.

«Наш „Рабочий клуб“ — живое пространство, где студенты учатся и отдыхают, — говорит Кирилл Чебурашкин. — У нас есть уникальная возможность наблюдать и анализировать сильные и слабые стороны воссозданного клуба. И — как профессионалам — искать компромиссные решения между аутентичной эстетикой и современными функциональными требованиями к административно-образовательному пространству. Проект призван дать шанс на реализацию прекрасной утопии 100-летней давности, ставшей визитной карточкой отечественного мебельного дизайна».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+