18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русские иконы из важных коллекций на аукционе Sworders

Лондонский аукционный дом присоединяется к неделе русского искусства и предлагает иконы, проданные большевиками из Третьяковской галереи в 1930-х годах

Аукцион в Лондоне пройдет под названием «Иконостас» и будет включать свыше 100 лотов — не только русские иконы XIV–XX веков, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Его проводит Sworders, один из самых старых аукционных домов Британии, 1 декабря — таким образом торги оказываются включенными в традиционную «русскую неделю», когда в течение нескольких дней Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams продают в Лондоне произведения русского искусства.

Среди самых выдающихся на торгах Sworders — иконы из коллекции Криса Мартин-Захейма, который несколько десятилетий возглавлял галерею Piccadilly Arcade. Этот арт-дилер и коллекционер интересовался русской иконой начиная с 1960-х, когда изобрел интересный способ получать произведения из СССР, формально запрещенные к вывозу.

Как рассказывала газета Times (по печальному случаю — Мартин-Захейм скончался в 2019 году), «в 1960 годах в Москве создали Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, чтобы привлекать студентов из развивающихся стран в Африке и Азии и так создавать в странах третьего мира поколение людей, симпатизирующих советской власти. При выезде из СССР этим студентам не разрешили вывозить наличные, но не было никаких ограничений на вывоз искусства и других памятных подарков. Друзья Мартин-Захейма интересовались, зачем он так часто ездил в аэропорт Хитроу, но там, предупрежденный через еще одного знакомого, он покупал у бывших студентов иконы, которые они вывезли как „сувениры“». Несмотря на подобный способ (к сожалению, широко распространенный в те времена), Мартин-Захейм стал уважаемым дилером и настоящим знатоком русской иконописи.

Еще два выдающихся лота на предстоящих торгах происходят из собрания Джорджа Ханна (1890–1979), пионера в области американской авиации, который собрал одну из самых интересных на Западе коллекций икон (ее продали на аукционе Christie’s после его смерти в 1980 году). Ханн покупал иконы начиная с 1930-х годов, когда советское государство пыталось поправить торговый баланс, распродавая памятники истории и культуры. В частности, икона «Успение Пресвятой Богородицы» (лот № 6) ранее принадлежала московскому коллекционеру Алексею Викуловичу Морозову, от которого попала в Третьяковскую галерею. Джордж Ханн купил ее через агентство «Антиквариат» в 1936 году, после этого она выставлялась в нескольких музеях США. А икона «Богоматерь» (лот № 50) была показана на выставках в Институте Карнеги и Метрополитен-музее в 1944 году. На обеих иконах сохранились наклейки и инвентарные номера Государственной Третьяковской галереи.

На основе пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+