18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда

Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. Фрагмент. После реставрации. Фото: The Wallace Collection
Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. Фрагмент. После реставрации.
Фото: The Wallace Collection

После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали

После того как полотно «Качели» Жана Оноре Фрагонара из Собрания Уоллеса расчистили, удалив слой потемневшего лака, его героиня с широко распахнутыми глазами выглядит еще более игриво и чувственно.

Юрико Джэкалл, возглавляющая кураторский отдел музея и специализирующаяся на французском искусстве, называет «Качели» (около 1768–1768) «самой выдающейся картиной в стиле рококо». Сочетание загадочности и эротизма в этом полотне давно пленяет публику.

Реставратор Мартин Уайлд удалил пожелтевший лак и выцветшую ретушь. После расчистки скрытые прежде детали стали гораздо отчетливей, что позволяет увидеть картину в новом свете.

Двое мужчин почти полностью скрыты кустами: в левой части композиции юноша вот-вот увидит, что кроется под шелковым платьем девушки, а справа пожилой мужчина раскачивает качели в едва уловимом намеке на занятие любовью.

Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. После реставрации. Фото: The Wallace Collection
Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. После реставрации.
Фото: The Wallace Collection

К сожалению, искусствоведам до сих пор не известно, кто был заказчиком этой картины. Джэкалл собирается исследовать французские архивы и надеется, что ей удастся обнаружить новые данные. Пока что вся имеющаяся у нас информация ограничивается свидетельством из мемуаров драматурга Шарля Колле, который в октябре 1767 года упомянул лишь о том, что заказчик был «придворным господином».

Колле рассказывает, что заказчик принял художника Габриэля-Франсуа Дуайена «в своем „холостом доме“ вместе со своей любовницей». Первоначально он предложил этот заказ самому Дуайену, сказав: «Вы поместите меня так, чтобы я мог видеть ноги этого прекрасного дитяти», которая «будет сидеть на качелях, а их будет раскачивать епископ». Дуайен не решился взяться за столь непристойный сюжет и предложил вместо себя Фрагонара, который с готовностью согласился на работу.

Благодаря реставрации на полотне Фрагонара прояснились многие детали. Корсаж девушки богато отделан кружевом, а грудь теперь очерчена более отчетливо. Девушка сидит на элегантных качелях, сделанных из позолоченного дерева и обитых дорогой красной тканью, — совсем не то, что ожидаешь встретить в дикой роще. Выражение ее лица приобрело поразительную живость, а в целом, как отмечает Джэкалл, она теперь выглядит «более чувственно».

Хотя качели продолжали набирать высоту, одна из туфелек слетела с ее ноги. Создается впечатление, что это вовсе не случайность и что она сама скинула ее по направлению к своему юному поклоннику. Он в восхищении и онемении не сводит широко распахнутых глаз с приближающейся в полете девушки. Хотя левой рукой он галантно снимает свою шляпу, в движении правой угадывается страх.

Но кто же этот мужчина справа? Расчистка показала, что он одет не в черные одежды епископа, а в синий костюм светского человека. Джэкалл предполагает, что сцена может изображать любовный треугольник с пожилым мужем и молодым любовником, что отражено в композиции картины. Либо мужчины могут быть отцом и сыном, охваченными страстью к одной женщине.

Процесс реставрации полотна. Фото: The Wallace Collection
Процесс реставрации полотна.
Фото: The Wallace Collection

Теперь, когда реставрация закончена, сцена выглядит динамичнее, и в ней заметны элементы, указывающие на опасность: веревка сильно потрепана и прикреплена к старому дереву очень ненадежно.

Название картины впервые появляется на гравюре 1782 года: Les hasards heureux de l’escarpolette («Счастливые превратности качелей»). Но слово «превратности» может намекать и на опасности любви.

Таинственный заказчик предположительно повесил картину в спальне или, быть может, за завесой в немного менее интимной обстановке. Позднее полотно приобрел сборщик налогов Мари-Франсуа Менаж де Пессиньи, впоследствии казненный в 1794 году во время Великой Французской революции.

В 1865 году, за пять лет до своей смерти в Париже, «Качели» купил 4-й маркиз Хартфорд. Картину унаследовал его незаконнорожденный сын Ричард Уоллес, и они с женой повесили ее у себя в спальне. В конечном итоге леди Уоллес завещала всю коллекцию британской нации. Сегодня Собрание Уоллеса экспонируется в их особняке неподалеку от Оксфорд-стрит.

Картина вернулась в экспозицию после реставрации. Фото: The Wallace Collection
Картина вернулась в экспозицию после реставрации.
Фото: The Wallace Collection

Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, говорит, что «Качели» — одна из самых популярных картин музея наряду со «Смеющимся кавалером» Халса (1624, сейчас полотно представлено на выставке мужских портретов художника) и «Танцем под музыку времени» Пуссена (около 1634–1636, в настоящее время экспонируется в Национальной галерее на выставке работ Пуссена).

«Качели» уже вернулись в экспозицию, где представлены вместе с другими картинами Фрагонара из Собрания Уоллеса.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+