18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда

Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. Фрагмент. После реставрации. Фото: The Wallace Collection
Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. Фрагмент. После реставрации.
Фото: The Wallace Collection

После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали

После того как полотно «Качели» Жана Оноре Фрагонара из Собрания Уоллеса расчистили, удалив слой потемневшего лака, его героиня с широко распахнутыми глазами выглядит еще более игриво и чувственно.

Юрико Джэкалл, возглавляющая кураторский отдел музея и специализирующаяся на французском искусстве, называет «Качели» (около 1768–1768) «самой выдающейся картиной в стиле рококо». Сочетание загадочности и эротизма в этом полотне давно пленяет публику.

Реставратор Мартин Уайлд удалил пожелтевший лак и выцветшую ретушь. После расчистки скрытые прежде детали стали гораздо отчетливей, что позволяет увидеть картину в новом свете.

Двое мужчин почти полностью скрыты кустами: в левой части композиции юноша вот-вот увидит, что кроется под шелковым платьем девушки, а справа пожилой мужчина раскачивает качели в едва уловимом намеке на занятие любовью.

Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. После реставрации. Фото: The Wallace Collection
Жан Оноре Фрагонар. «Качели». Около 1767–1768. После реставрации.
Фото: The Wallace Collection

К сожалению, искусствоведам до сих пор не известно, кто был заказчиком этой картины. Джэкалл собирается исследовать французские архивы и надеется, что ей удастся обнаружить новые данные. Пока что вся имеющаяся у нас информация ограничивается свидетельством из мемуаров драматурга Шарля Колле, который в октябре 1767 года упомянул лишь о том, что заказчик был «придворным господином».

Колле рассказывает, что заказчик принял художника Габриэля-Франсуа Дуайена «в своем „холостом доме“ вместе со своей любовницей». Первоначально он предложил этот заказ самому Дуайену, сказав: «Вы поместите меня так, чтобы я мог видеть ноги этого прекрасного дитяти», которая «будет сидеть на качелях, а их будет раскачивать епископ». Дуайен не решился взяться за столь непристойный сюжет и предложил вместо себя Фрагонара, который с готовностью согласился на работу.

Благодаря реставрации на полотне Фрагонара прояснились многие детали. Корсаж девушки богато отделан кружевом, а грудь теперь очерчена более отчетливо. Девушка сидит на элегантных качелях, сделанных из позолоченного дерева и обитых дорогой красной тканью, — совсем не то, что ожидаешь встретить в дикой роще. Выражение ее лица приобрело поразительную живость, а в целом, как отмечает Джэкалл, она теперь выглядит «более чувственно».

Хотя качели продолжали набирать высоту, одна из туфелек слетела с ее ноги. Создается впечатление, что это вовсе не случайность и что она сама скинула ее по направлению к своему юному поклоннику. Он в восхищении и онемении не сводит широко распахнутых глаз с приближающейся в полете девушки. Хотя левой рукой он галантно снимает свою шляпу, в движении правой угадывается страх.

Но кто же этот мужчина справа? Расчистка показала, что он одет не в черные одежды епископа, а в синий костюм светского человека. Джэкалл предполагает, что сцена может изображать любовный треугольник с пожилым мужем и молодым любовником, что отражено в композиции картины. Либо мужчины могут быть отцом и сыном, охваченными страстью к одной женщине.

Процесс реставрации полотна. Фото: The Wallace Collection
Процесс реставрации полотна.
Фото: The Wallace Collection

Теперь, когда реставрация закончена, сцена выглядит динамичнее, и в ней заметны элементы, указывающие на опасность: веревка сильно потрепана и прикреплена к старому дереву очень ненадежно.

Название картины впервые появляется на гравюре 1782 года: Les hasards heureux de l’escarpolette («Счастливые превратности качелей»). Но слово «превратности» может намекать и на опасности любви.

Таинственный заказчик предположительно повесил картину в спальне или, быть может, за завесой в немного менее интимной обстановке. Позднее полотно приобрел сборщик налогов Мари-Франсуа Менаж де Пессиньи, впоследствии казненный в 1794 году во время Великой Французской революции.

В 1865 году, за пять лет до своей смерти в Париже, «Качели» купил 4-й маркиз Хартфорд. Картину унаследовал его незаконнорожденный сын Ричард Уоллес, и они с женой повесили ее у себя в спальне. В конечном итоге леди Уоллес завещала всю коллекцию британской нации. Сегодня Собрание Уоллеса экспонируется в их особняке неподалеку от Оксфорд-стрит.

Картина вернулась в экспозицию после реставрации. Фото: The Wallace Collection
Картина вернулась в экспозицию после реставрации.
Фото: The Wallace Collection

Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, говорит, что «Качели» — одна из самых популярных картин музея наряду со «Смеющимся кавалером» Халса (1624, сейчас полотно представлено на выставке мужских портретов художника) и «Танцем под музыку времени» Пуссена (около 1634–1636, в настоящее время экспонируется в Национальной галерее на выставке работ Пуссена).

«Качели» уже вернулись в экспозицию, где представлены вместе с другими картинами Фрагонара из Собрания Уоллеса.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+