18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Меньшие братья курантов и ходиков составляют отдельную коллекцию в Музеях Кремля

№96
Материал из газеты

Эти хронометры не только информировали владельцев о времени, но и привносили в их жизнь изощренную, эмблематическую красоту. Музеи Московского Кремля выпустили иллюстрированный каталог своей коллекции западноевропейских часов

Среди сокровищ Музеев Московского Кремля есть один вид экспонатов, который особенно трудно рассматривать, — это часы, карманные и настольные. Выставленные обычно в витринах Мироваренной палаты, эти предметы легко теряются среди общего блеска православного золота и немецкого столового серебра. Тем не менее каждые старинные часы из коллекции Кремля (а их всего-то пара десятков) крайне любопытны. Драгоценные материалы и виртуозная работа ремесленников соединяются в них и с исторической ценностью, и — что обычно ускользает от внимания простого зрителя — с необыкновенно усложненной иконографической программой.

Новое музейное издание «Символ и время. Западноевропейские часы XVI — начала XVIII века» по формату представляет собой каталог. В нем опубликовано 18 древнейших предметов, в основном XVII столетия. Это великолепно изданный альбом, в котором особенно впечатляет большое количество кадров макросъемки. Каждый объект представлен со всех ракурсов и в максимальном увеличении, что позволяет насладиться разглядыванием херувимчиков размером с ноготок или мавров высотой с мизинчик. Все часы, которые раскладываются или раздвигаются, сняты и в раскрытом виде, ведь изначально предполагалось, что ими будут пользоваться именно так. И выясняется, что внутри лаконичного стального черепа (часы из Страсбурга, XVII век) скрывается золотой узор из листьев и цветов в барочном духе, веселая игра золоченых шестеренок. Что, разумеется, было сделано часовщиком не только для красоты, но и для символического противопоставления жизни и смерти.

Кроме подробнейшей фотосъемки у книги имеется и другое важное достоинство. По сути, это еще и небольшая монография сотрудницы музея Юлии Звездиной, специалиста по символике и эмблематике западноевропейского искусства. В очерке, занимающем чуть менее половины издания, она дает увлекательную справку об истории развития часового жанра именно как декоративно-прикладного искусства, связанного с символикой и аллегориями. Эмблемы в этих случаях использовались чаще всего барочные, поскольку именно с конца XVI века, благодаря прогрессу механизмов, начинается штучное производство роскошных часов.

Украшение их орнаментами и фигурами обычно имело, как уже упоминалось, весьма сложную иконографическую программу — не хуже, чем для написания барочных картин. Нередко изображения брались из гравюр самых разных мастеров — вплоть до Альбрехта Дюрера. Использовались образы библейские, мифологические, аллегорические, зодиакальные. Автор снабжает свой рассказ репродукциями соответствующих гравюр, а также фотографиями приборов из других коллекций, в том числе Государственного Эрмитажа. Читатель, пройдя по лабиринтам этого искусствоведческого расследования, обнаруживает, что мир старинных часов намного сложнее и таинственнее, чем ему казалось прежде. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+